Актуальность духовно нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Статья на тему: Нравственное воспитание дошкольников»

Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

Нравственное развитие дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Воспитание у детей нравственных чувств . Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными

2. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей .

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

3. Формирование нравственных представлений и мотивов повеления . Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых

Принципы воспитания (общие)

Принципы воспитания - исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю.

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

2. Принцип комплексного вос питания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания я развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувства, сознание м поведение.

3. Принцип воспитан ия в деятельности . Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью . Требует от воспитателя и др. взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверие к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним.

Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

А) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

Б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

В) в раскрытии индивидуальности ребенка;

Г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

Д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. _ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка и применения соответствующих методов и приемов его воспитания.

Методы воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

Методы формирования навыков и привычек поведения;

Методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

Методы коррекции поведения.

1. Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить эа услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью Упражнений , предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручени Я дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет Метод целенаправленного наблюдения , организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен Метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и пра ьил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы Формирования нравственных представлений , суждений, оценок включают:

Беседы на этические темы,

Чтение художественной литературы,

Рассказ,

Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;

Метод убеждения .

Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения . Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы - вспомогательные. Это Методы поощрения и наказания . В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие Педагогические требования :

1, Поощрять нужно своевременно и умело.

2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок.

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Литература:

    Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.

    Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие – М., 2013.

    Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: Курс лекций Учебно-метод. пос. Рыбинск. 2012.

    Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992. - 176 с.

    Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.

    Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании.

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. Сразу несколько задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 года № 30384, заключаются в следующем:

«5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» .

Нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий. Рассмотрим некоторые суждение ведущих ученых (таблице № 1) .

Таблица № 1 – Мнение ученых о нравственном воспитании

Божович Л.И

«Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности»

Гоголь Н.В.

«Сила влияния нравственного выше всяких сил»

Запорожец А.В

«Нравственные чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания»

Песталоцци И.Г

«Морем бесконечной силы совершенной любви» (высказался о приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью)

Руссо Ж.-Ж.

«Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого взрослого – это не делать ни кому зла»

Сухомлинский В.А.

«Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим Человеком и гражданином»

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Ушинский К.Д.

«Главную задачу воспитания, составляет влияние нравственное»

Шелгунов Н.В.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку»

Нравственное воспитание – педагогический процесс – процесс приобщения к моральным ценностям и конкретного общества.

Особое место личностных качеств, формируются в дошкольном занимают такие качества как доброжелательность, толерантность, эмпатия и Развитие этих у дошкольника обеспечит его в мире взрослых и благополучное вхождение в мир культуры.

К в реальной жизни лет уровень нравственности поколения резко Это происходило из-за подмены приорететов, экономическая независимость ставилась на первое место. Понятие «смелость» все реже, а на смену ему другое понятие – О совестливости, скромности, доброжелательности, собственного достоинства и даже не приходится И именно педагоги с семьей должны не развиться негативным личности дошкольника и взрасти тем росткам что в нем уже есть .

научить ребенка, что в стремлении к материальным не стоит пренебрегать нравственными принципами, делают человека Никакие материальные не восполнят нравственного и не освободят от мук совести и души.

Процесс становления и ее нравственной сферы не быть ограничен рамками. Он продолжается и всю жизнь. Но есть азы, без которых не может функционировать в обществе. И потому этим азам и осуществлять как можно чтобы дать «путеводную нить» в себе подобных.

нравственных чувств у дошкольного возраста в отечественной и зарубежной уделялось большое Основные исследования воспитания нравственных у детей дошкольного в отечественной педагогике в 50–80-х годах XX В этот период нравственного воспитания видели в усвоении дошкольного возраста и правил поведения и следование им.

В конце годов XX века воспитания нравственных ств практически не уделяли Изменилась концепция подрастающего поколения. ценностью стало и развитие индивидуальности его самобытности. Индивидуальность противопоставлена коллективу, взаимоотношениям между поэтому воспитание качеств, таких как взаимопомощь, гуманизм и др. не актуальными. .

На современном происходит возрождение нравственных ценностей. чувствует недостаток во взаимоотношениях людей. появилась потребность в сущности и механизма доброты, начиная с детства.

В ходе формирования личность через периоды открытости определенным оказываемым обществом, и подготовленности к их принятию. подобной открытости нравственным, социальным, и педагогическим воздействиям и их принять выступает детство, при этом место отводится от 5 до 7 лет жизни. Данный – самый сензитивный для данной готовности, а производить нравственный у ребенка в этом формируется на базе у него, нравственно-оценочной сознания и определяется их в признании и одобрении. В формирования данной лежит вырабатывающаяся детей дошкольного и их стремление добровольно за одобряемым социумом эталонами поведения. отзывчивость выступает развития у детей чувств .

В возрасте детства также доброта, сочувствие, радость за других. мотивируют ребенка к действиям: помощи, заботы, вниманию, радости.

На базе нравственных чувств в ст дошкольном возрасте воспитание чувства достоинства, зачатков долга, уважения к справедливости и ответственности за дело.

В дошкольном возрасте у важно формировать мотивы поведения, бы побуждали их к поступкам, общественную направленность (позаботиться о сверстнике, личным желанием удовлетворения интересов сделать своими подарок близким). мотивов поведения с организацией разнообразной детей дошкольного общения их между с взрослыми.

Основным видом деятельности у ребенка дошкольного вораста является игра, но для формирования нравсвенных качеств необходимо включать в следующие виды общественную, патриотическую, трудовую, в деятельность по материальных ценностей и природы, общение с людьми и др. В процессе участия в разнообразной у дошкольников развивается (осознание) того, как их осуществлять, формируются совести и ответственности, навыки поведения и воля, что в своей и характеризует те или иные качества. Без хорошо практической деятельности и участия семьи эффективно формировать качества.

Библиографический

    Буре, Р.С. воспитание дошкольников / Буре. – М.: Мозаика-Синтез, – 76, с.

    Григорян, Л.Г. семьи в нравственном старших дошкольников / Григорян // Воспитатель образовательного учреждения: . журн. – 2013. – № 6. – С.

    Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.

    Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста / Зырянова и др. ; Шадрадинский педагогический институт. – 3-е исправ. и дополн. – : Изд-во ШГПИ, – 216 с.

    Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 "Об федерального государственного стандарта дошкольного зарегистрированный в Минюсте РФ 14 2013 года за рм № 30384.

Кистер Г.Н., дошкольное структурное подразделение (филиал) МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую.

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Список литературы

  1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
  3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
  4. Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
  6. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
  7. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

Результаты исследований педагогов и психологов по рассмотренной проблеме показывают, что современная стратегия социально-нравственного воспитания дошкольников, как в детском саду, так и дома должна быть направлена не только на осознание им своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие у ребенка чувства общности с другими людьми. Необходимо формировать у него позитивное отношение к людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.

«Нравственность заложена в характере» утверждал немецкий философ И. Кант. А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас педагогов и родителей зависит какими вырастут наши дети. Как они смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.А. Олефир, Т.Н. Дегтяренко

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

Мораль, как понятие этики, представляет собой «систему норм и ценностей, которую в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но и также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека». С другой стороны «мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».

Данные философские определения позволяют определить роль морали как теоретической основы нравственного воспитания человека, а нормы морали – как объективные требования к поведению людей в обществе.

Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А.В. Запорожец «фундаментом формирования гармоничной личности».

Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат семья, детский сад, школа, коллектив, средства массовой информации, кино, телевидение, интернет. При этом влияние на ребенка последних источников информации в современных условиях значительно усиливается.

К сожалению, в этом возрасте понять, истинную ценность этой информации, какой след она оставляет в его психике и как повлияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

При этом ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.

Социально-нравственное воспитание, как вид работы педагога, включает понятие социализация и понятие нравственность. При этом под социализацией понимается процесс усвоения дошкольником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в окружающем его обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного ребенка в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. При этом немаловажное значение имеет то, что ребенок не просто, что-то знает и умеет, но и умело применяет свои знания на практике, активно включается в социальную среду.

Под понятием нравственность понимается внутренняя установка дошкольника действовать согласно своей совести и свободной воле. В разговорной речи и литературе термин чаще всего употребляется как синоним морали, иногда - этики.

Таким образом, центральным стержнем данных понятий является конкретный ребенок, его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды.

При этом объективные требования к поведению дошкольника в окружающем его обществе, соотнесение личных и общественных интересов в возникающих конкретных ситуациях не являются врожденными. Данные формы общественного сознания усваиваются ребенком в процессе взаимоотношений с окружающими его людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того как его они воспринимают, от социальной среды в которой он живет. Немаловажную роль в данном вопросе также играют общественные отношения, семейная атмосфера, эмоциональный климат в группе детского сада и другие социально-экономические факторы.

В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому педагог должен конкретизировать нормы морали для понимания ребенком их смысла и формирования опыта совершения поступков, соответствующих данным нормам морали.

Занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях педагог обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл.

В современных условиях невозможно воспитывать глубоко-нравственного дошкольника не используя примеры из жизни, подкрепленные силой массового примера, привычки, обычая. При этом педагог обязан четко разграничивать понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и реальности, справедливости и несправедливости, понятия хорошо и плохо.

Многочисленными исследованиями Р.С. Буре, А.Н. Леонтьевой, Г.С. Якобсона, В.Г. Нечаевой и Т.А. Макаровой и других авторов обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, создаются наиболее благоприятные условия для его социально - нравственного развития. Именно в этот период у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.

Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Им становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм, понимание их значимости.

Однако у многих детей даже старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как патриотизм, долг и честь нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. При этом дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свои поступки и свое поведение как социально значимое.

В современных условиях организация воспитателем педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, предусматривающей их тесное взаимодействие и учитывающей наличие у ребенка собственных суждений, предположений и несогласий способствует наиболее эффективному решению задач социально-нравственного развития дошкольников в современных условиях. Общение воспитателя с ребенком в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Таким образом, результаты исследований педагогов и психологов по рассмотренной проблеме показывают, что современная стратегия социально-нравственного воспитания дошкольников, как в детском саду, так и дома должна быть направлена не только на осознание им своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие у ребенка чувства общности с другими людьми. Необходимо формировать у него позитивное отношение к людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.

«Нравственность заложена в характере» утверждал немецкий философ И. Кант. А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас педагогов и родителей зависит какими вырастут наши дети. Как они смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь.

Список литературы:

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников-М.:Мозайка-синтез, 2012.-78с.

2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред.А.Д. Кошелевой.-М.,1985.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Под ред. В.В.Давыдова.-М., 1993.

4. Предмет и система этики – М.: София, 1973.

5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012г.


Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе духовных ценностей и идеалов

Макаренко Элла Тагизовна,

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»,

г. Ноябрьск

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью нравственного развития человека. Искажение нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, необдуманное копирование западного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа, как следствие, возникновение в обществе бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы. В обществе повышается необходимость и потребность в духовно-нравственном воспитании, которое нужно начинать в раннем и дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Мы должны осознавать, что качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовывать ребенка - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией .

Однако современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Прежде всего, этому не способствует состояние современного общества. Одна из причин в системе образования - трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования. Другие причины - низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; отсутствие или слабая взаимосвязь деятельности субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур) и отсутствие системы в работе.

Таким образом, мы видим противоречие между необходимостью и востребованностью духовно-нравственного воспитания и развития дошкольника и частичной их реализацией в системе дошкольного образования.

Нравственные ценности - важная составляющая каждой личности. В каждом обществе свои нравственные ценности и исходящие из них правила поведения. И именно нравственные ценности определяют, каким будет общество.

Основой жизнедеятельности каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые становятся личными ценностями, сформированными на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности .

Общество задает свои идеалы, но это не значит, что мы должны быть все одинаковыми. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в своей жизни и жизни общества и соотносить их с традиционными системами ценностей.

Каждый из нас должен быть своеобразным воплощением общественных ценностей, и в то же время воплощением индивидуальным, личностным. Всё это способствует повышению нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны, и постоянного совершенствования личностных ценностей.

Нередко мы теряемся в жизни или в каких-то ситуациях. Преданность меняется на лицемерие, а доброта на обман. Так что же такое нравственность? Это понимание жизни и оценивание поступков. Это выбор по совести, который мы совершаем в какой-то степени осознанно, а в какой-то - нет. Нравственность - это проявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Именно она способна определить то, как мы будем вести себя в той или иной ситуации .

Нравственные качества формируются у человека с рождения, каждый день и каждую минуту, с того момента, когда мы начали принимать различного рода решения. Уровень нравственности может характеризовать личность с разных сторон. Он выражается как в отношении человека к самому себе, так и к окружающим людям.

Нравственные качества - это сострадание, честность, доброта, отсутствие агрессии, надежность, щедрость, искренность, миролюбивость, трудолюбие, порядочность и т. д. Каждый может найти и назвать свои качества. Конечно же, не нужно забывать о взаимопонимании и любви, а также об уважении .

Как же добиться проявления таких качеств у ребенка? Все просто: соответствующее воспитание. Нравственное воспитание - это довольно сложный процесс, который должен быть целенаправленным. Также это непрерывный процесс, паузы в котором недопустимы . Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника в дошкольном учреждении и ребёнка с родителями дома. Конечно, обучающий взрослый должен иметь нравственные качества и процесс воспитания нравственной личности требует терпения и огромного количества времени. Воспитатель в данном случае должен подавать и показывать пример в различных жизненных ситуациях, и каждую жизненную позицию необходимо объяснять и разбирать.

Ребёнок рождается и вступает в этот мир, оказываясь в условиях и событиях, формирующих его мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно помочь ему разобраться в этих условиях и научиться действовать и мыслить в согласии с совестью. Ребёнок впитывает нормы морали и со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребёнок сталкивается с внутренним конфликтом из-за различий в ценностях в обществе и тем, чему учат его в детском саду и дома. В этот момент он учится делать выбор в пользу тех или иных ценностей. Здесь ребёнку необходимо понять, какой выбор он не сделал бы, важно при этом оставаться честным перед самим собой. Чтобы момент нравственного выбора был не тяжел, ребёнку необходим правильный положительный пример. Особую роль в воспитании детей играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Для формирования у детей потребности в идеале нужно показать образец, достойный уважения и подражания. Для этого надо оглянуться назад, вернуться к нашим истокам, чтобы воспитывать детей на русских, православных традициях, а не на чужих, западных. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, и которая была утеряна в последние десятилетия, может уберечь подрастающее поколение от разлагающего влияния чуждых нам морали и образа жизни.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, уважали старость и почитали семью. Поэтому именно родная культура, которая богата историей родной земли с её героями, святыми устроителями и защитниками Руси, победами и поражениями, печалями и радостями, русским родным языком, литературой, музыкой, русским народом и его традициями, должна лежать в основе воспитания нравственной личности .

Познакомить воспитанников с духовными истоками Бытия, житием святых поможет православная житийная литература, которая имеет большое патриотическое значение. Почитание святых - важная составная часть православного вероучения. Святые - это земные люди, которые достигли состояния причастности к Богу в награду за праведность. С точки зрения осмысления истории человечества, святые - это реальные, исторические лица, открывшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие свою историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры . Святые прославляются своею жизнью, подвигом, чудесами, совершенными ими при жизни или после смерти. В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, что человек может быть призван и способен к богоподобию. Иоанн Златоуст сказал: «Памятниками святым служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» . Поэтому образы святых и их жизнь должны быть частью содержания воспитания наших детей.

Дошкольникам нравится тема о супергероях. Но начиная беседу о современных «супергероях», дети не могут ответить на элементарные вопросы, и тут же миф о героизме человеков-пауков, черепашек и прочих американских мутантах лопается. В своей группе мы стараемся развенчать американских мультипликационных супергероев и показать детям героизм настоящих супергероев нашей Родины. Начинаем знакомство с Ильи Муромца - героя русских былин и реального героя Древней Руси, который в опасное для Руси время защищал русскую землю с мечом в руке, а в мирное время защищал её молитвой в рясе монаха. Дети с интересом и чувством гордости слушают рассказы о воине, защитнике нашего Отечества Александре Невском, о святых Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. В пример самоотверженности и любви к семье приводим Февронию Муромскую и образ Богоматери. И, конечно, главным примером и для ума, и для чувств и воли человека приводим Иисуса Христа - Богочеловека. Примеры высоконравственных поступков и жизни святых приводятся в Евангелии, и каждая новая беседа о них становится предметом переживания ребёнка, побуждением к поступкам и самопроявлению. Мы учим детей узнавать и видеть смысл полученных знаний в реальной жизни и надеемся, что знакомство с миром православной святости будет способствовать созданию условий для рождения в наших воспитанниках личности.

Мы в самом начале пути. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия . Самим также необходимо накапливать знания и педагогический опыт, чтобы с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность в том, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Сборник материалов ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - Н.Новгород: ООО «Мозаика-Синтез», 2012. - № 1.
  2. Духовно-нравственные ценности православной культуры // Уроки доброты.
  3. Минин А. Что такое нравственность // Новости и общество. - 2012.
  4. Селянина Н. Н. Образы святых в воспитании дошкольников // Просветительский центр. Общество православных педагогов.