Братья монгольфье биография. Воздушные шары братьев монгольфье


Памятник братьям Монгольфье на их в родине в Анноне.

Оставим ненадолго в стороне политику и войны и обратимся к конструктивному и вечному - к извечному стремлению человечества в небо и к звёздам. 14 декабря исполнилось 232 года с того дня как французские изобретатели братья Монгольфье провели первое испытание своего изобретения, прославившего их в веках - воздушного шара. Нет, это не тот знаменитый полёт, когда на машине их изобретения в небо впервые поднялись двое отважных первопроходца воздухоплавания - Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Тот состоялся спустя почти год - 21 ноября 1783 года. А 14 декабря в небо воздушный шар поднялся впервые в истории.

Однако, обо всём по порядку.

Братья - изобретатели Жозеф - Мишель и Жак - Этьен родились в семье владельца бумажной мануфактуры в Анноне , в провинции Ардеш, Франция. Жозеф - 26 августа 1740 года, Жак - 6 января 1745 года. Их родителей звали Пьер Монгольфье (1700-1793) и его жена Энн Дюре (Duret) (1701-1760). В семье было шестнадцать детей. Жозеф и Жак были 12 и 15 ребёнком в семье соответственно.


Жозеф-Мишель де Монгольфье.

Жозеф, от Господа и от природы обладал задатками изобретателя, авантюрист и мечтателя, но у него совершенно отсутствовала деловая жилка.


Жак-Этьен де Монгольфье.

Жак - Этьен же наоборот обладал талантами дельца и предпринимателя. Сначала Этьена отправили учиться на архитектора в Париж. Однако, после внезапной и неожиданной смерти Раймона в 1772 году он был отозван обратно в Аннон, чтобы работать в семейном бизнесе. В последующие 10 лет, Этьен применил свой талант для технических инноваций в семейный бизнес - индустрия по производству бумаги была хай - теком 18 века и приносила большие барыши. Умнице Этьену удалось внедрить новейшие на тот момент голландские инновации на своей фабрике. Его труды привлекли внимание королевского правительства Франции, фабрика Монгольфье получила правительственный грант на дальнейшее совершенствование производства и стала образцом для подражания для остальных бумажных предприятий страны.

В свободное от основной деятельности время братья Жозеф и Жак занимались всевозможными опытами и исследованиями, приведшими их в конце к концов к уникальному изобретению — воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух.

Первым осенило Жозефа - ещё в 1777 году после того, как он однажды, проходя мимо прачечной, случайно увидел как сушившиеся над огнём простыни надувались и вздымались вверх. Он начала проводить свои первые эксперименты в ноябре 1782 года, а потом заразил своей идеей младшего брата.

Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах — Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», названный ими «газ Монгольфье» который мог бы поднять наполненное им легкое тело. Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным.

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В конце ноября - начале декабря 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался относительным успехом 14 декабря 1782 года. Шар Монгольфье поднялся в воздух, но сила тяги была столь велика, что они потеряли контроль над своим созданием. Шар отправился в неуправляемый полёт и, пролетев около 2 километров (1.2 мили) упал на землю, где его уничтожили случайные зеваки.

Далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей — купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.


Первая публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье 4 июня 1783 года.

4 июня 1783 года состоялась публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье в родном городе Анноне, на которую пришло огромное количество людей. В течение десяти минут шар набрал высоту, а в 4 тысячах футов от места запуска упал на землю. Это был научный успех, требующий однако тщательного развития. Французский изобретатель и ученый Жак Шарль тогда тоже решил опробовать себя в сфере воздухоплавания — он наполнил шар водородом, что дало значительный скачок в исследовании. В зависимости от различных способов заполнения воздушных шаров они получали разные названия. Так, сферы, наполняемые теплым воздухом, были названы монгольфьерами, а водородом — шарльерами. Первый шарльер был запущен с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. За 2 час 5 минут он пролетел расстояние 36 километров. Необходимо заметить, что все проводимые опыты ставились только шарах без пассажиров, так как возникала опасность падения конструкций с огромной высоты.

Информация об успешном запуске огромного воздушного шара дошла до верхов — Академии наук, которая предложила Монгольфье финансирование всех экспериментов. Естественно, это было заманчивое предложение, так как все средства на предыдущие опыты были из собственного кармана братьев. И тогда Монгольфье решили идти дальше — создать шар большего размера, на этот раз объемом в тысячу кубических метров и весом 450 килограммов. Несмотря на некоторые трудности в изготовлении, осенью того же года сфера была готова.

19 сентября 1783 года в Версале братья-эскпериментаторы впервые выпустили в воздух шар, в плетеной корзине которого были овца, петух и гусь. Весь полет занял порядка восьми минут, за которые сооружение преодолело расстояние в три километра. На высоте 500 метров сфера прорвалась, однако спустилась на землю настолько плавно, что ни одно животное не пострадало. При этом зрелище присутствовали французский король - мученик Людовик XVI и его жена, королева Мария-Антуанетта.


Гусь, петух и овечка - первые воздухоплаватели.

Все трое зверушек прекрасно перенесли восьми минутное путешествие (только петух хлопал крыльями, но это от избытка чувств!) и таким образом открыли путь в небо людям. Данное событие ознаменовало новый виток в развитии воздухоплавания, необходимо было только найти более прочный материал, чтобы была возможность поднимать в воздух и людей.


Модель шара братьев Монгольфье в Лондонском Музее Науки .

Воодушевленные успешной демонстрацией в Версале, Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление самого большого воздушного шара, который мог бы поднять в воздух двух человек. Младший брат начал проектировать новое изобретение, немного изменив чертежи предыдущих сфер. Новый воздушный шар разительно отличался от предшественников — он имел овальную форму, более 13 метров в диаметре, объем более 2 тысяч кубических метров и вес 500 килограммов. Более того, он был празднично украшен — виднелась фигура царя на голубом фоне, а также знаки зодиака и многочисленные цветы.


Первый пилотируемый полёт воздушного шара с участием Пилатра де Розье и маркиза д’Арланда.

Настало время и людям испробовать на прочность воздушный шар. Жак-Этьен мечтал полетать на совместном с братом изобретении, однако их отец настрого запретил это делать. Поэтому такая честь выпала Пилатру де Розье и армейскому офицеру — маркизу д’Арланду.

Дебютный полет состоялся на западной окраине Парижа 21 ноября 1783 года. Опыт прошел достаточно успешно — воздушный шар поднялся вверх почти на один километр, а за 25 минут смог преодолеть расстояние в девять миль. Данное научное открытие буквально взорвало Францию — во всех магазинах можно было приобрести различные сувениры в виде воздушных шаров, посуда пестрила картинками с ними. Уже 10 декабря 1783 года Жозеф и Жак-Этьен были приглашены в Академию наук, где их наградили за достижения в воздухоплавании, а их отец Пьер получил дворянский титул. В 1783 году Людовик XVI вызывает Этьена и Жозефа из Аннона в Париж, жалует им дворянский титул и герб с девизом «Так поднимаются к звездам». За выдающиеся достижения в области воздухоплавания Людовик XVI наградил Этьена и Жозефа Монгольфье орденом Святого Михаила.

Несомненно, после столь оглушительного успеха в прессе появились сведения о том, что проект воздушного шара был придуман еще 74 года назад португальским священником - иезуитом Бартоломеу де Гужмао (о нём будет отдельный рассказ у меня в ЖЖ). Тем не менее, серьезных доводов не было приведено, да и сами опыты Гужмао особым успехом не увенчались, и данное заявление было аннулировано.

Воздушные шары братьев Монгольфье получили название «монгольфьеры» и применяются до сих пор. Это современные тепловые аэростаты, поднимающиеся за счет нагретого воздуха. Оболочка выполняется из легкой термостойкой синтетической, очень прочной ткани. Горелки, установленные в гондоле под куполом и прогревающие воздух в оболочке, работают на пропан-бутане.


Жак де Флессель.

В дальнейшем братья изготовили ещё одни воздушный шар, получивший название шар Флесселя в честь спонсора изобретателей Жака де Флесселя (Jacques de Flesselles), королевского чиновника, ставшего впоследствии первой жертвой Великой Французской революции (озверевшая толпа растерзала его на ступенях Бастилии 14 июля 1789 года). Полёт Шара Флесселя, управляемый Жозефом Монгольфье (вместе с ним было ещё 5 человек), чуть было не закончился трагедией - через 20 минут полёта оболочка шара загорелась и порвалась, пришлось совершить очень жёсткую посадку, но все, слава Богу, остались живы.

Когда 4 июня 1784 года в Лионе планировался очередной полёт воздушного шара в присутствии шведского короля Густава III , именем которого аппарат и назвали, то один из пассажиров неудачного рейса Шара Флесселя Жан - Батист, граф де Лорансен был столь напуган, да так что не захотел более искушать Фортуну и, как истинный джентельмен уступил своё место в корзине даме. Даму звали Елизавета Тибле (Thible ). Она вошла в историю как первая женщина - воздухоплавательница.


Рукопись Монгольфье, описывающая их изобретение. 1784 год.

Отмечу, что дальнейшая судьба братьев сложилась более - менее удачно. Лихолетье Французской революции и террора обошло их стороной. Жак-Этьен Монгольфье умер 2 августа 1799 года в Невшателе , Швецария, в возрасте 54 лет. Его зять Бартельми Бару де Ла Ломбарди де Кансон, женатый на дочери Жака Александрине де Монгольфье, унаследовал дело своего тестя. Ну, вы понимаете. Революция во Франции была буржуазной, поэтому Монгольфье и их родня, хотя и имели дворянский титул, но были типичными представителями буржуазии, которой (в отличие от аристократии и простонародных масс) все войны и передряги в стране только пошли на пользу, увеличив тяжесть их кошельков. Компания стала именоваться "Монгольфье et Canson" в 1801 году, затем "Canson-Монгольфье" в 1807 году. Сегодня компания Canson по-прежнему процветает, являясь одним из крупнейших производителей бумаги для художников и декораторов, а также фотобумаги. Её продукция продается в 120 странах мира.

Жозеф - Мишель тоже мирно почил в своей постели, окружённый близкими и друзьями в городке Баларук-ле-Бен (Balaruc-les-Bains) в Лангедоке 26 июня 1810 года в возрасте 69 лет.

21 ноября 1783 года знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.

У братьев Жозефа и Жака-Этьена возникла идея сделать свое уникальное изобретение - воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух. Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах - Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», который мог бы поднять наполненное им легкое тело. Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным.

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался успехом, и поэтому далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей - купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.

4 июня 1783 года состоялась публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье, на которую пришло огромное количество людей. В течение десяти минут шар набрал высоту, а в 4 тысячах футов от места запуска упал на землю. Это был научный успех, требующий однако тщательного развития. Французский изобретатель и ученый Жак Шарль тогда тоже решил опробовать себя в сфере воздухоплавания - он наполнил шар водородом, что дало значительный скачок в исследовании. В зависимости от различных способов заполнения воздушных шаров они получали разные названия. Так, сферы, наполняемые теплым воздухом, были названы монгольфьерами, а водородом - шарльерами. Первый шарльер был запущен с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Необходимо заметить, что все проводимые опыты ставились только шарах без пассажиров, так как возникала опасность падения конструкций с огромной высоты.

Информация об успешном запуске огромного воздушного шара дошла до верхов - Академии наук, которая предложила Монгольфье финансирование всех экспериментов. Естественно, это было заманчивое предложение, так как все средства на предыдущие опыты были из собственного кармана братьев. И тогда Монгольфье решили идти дальше - создать шар большего размера, на этот раз объемом в тысячу кубических метров и весом 450 килограммов. Несмотря на некоторые трудности в изготовлении, осенью того же года сфера была готова.

19 сентября 1783 года в Версале братья-эскпериментаторы впервые выпустили в воздух шар, в плетеной корзине которого были овца, петух и гусь. Весь полет занял порядка восьми минут, за которые сооружение преодолело расстояние в три километра. На высоте 500 метров сфера прорвалась, однако спустилась на землю настолько плавно, что ни одно животное не пострадало. Данное событие ознаменовало новый виток в развитии воздухоплавания, необходимо было только найти более прочный материал, чтобы была возможность поднимать в воздух и людей.

Воодушевленные успешной демонстрацией в Версале, Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление самого большого воздушного шара, который мог бы поднять в воздух двух человек. Младший брат начал проектировать новое изобретение, немного изменив чертежи предыдущих сфер. Новый воздушный шар разительно отличался от предшественников - он имел овальную форму, более 13 метров в диаметре, объем более 2 тысяч кубических метров и вес 500 килограммов. Более того, он был празднично украшен - виднелась фигура царя на голубом фоне, а также знаки зодиака и многочисленные цветы.

Настало время и людям испробовать на прочность воздушный шар. Жак-Этьен мечтал полетать на совместном с братом изобретении, однако их отец настрого запретил это делать. Поэтому такая честь выпала Пилатру де Розье и армейскому офицеру - маркизу д’Арланду.

Дебютный полет состоялся на западной окраине Парижа 21 ноября 1783 года. Опыт прошел достаточно успешно - воздушный шар поднялся вверх почти на один километр, а за 25 минут смог преодолеть расстояние в девять миль. Данное научное открытие буквально взорвало Францию - во всех магазинах можно было приобрести различные сувениры в виде воздушных шаров, посуда пестрила картинками с ними. Уже 10 декабря 1783 года Жозеф и Жак-Этьен были приглашены в Академию наук, где их наградили за достижения в воздухоплавании, а их отец Пьер получил дворянский титул. В 1783 году Людовик XVI вызывает Этьена и Жозефа из Аннона в Париж, жалует им дворянский титул и герб с девизом «Так поднимаются к звездам». За выдающиеся достижения в области воздухоплавания Людовик XVI наградил Этьена и Жозефа Монгольфье орденом Святого Михаила.

Несомненно, после столь оглушительного успеха в прессе появились утверждения, что проект воздушного шара был придуман еще 74 года назад священником Бартоломеу де Гужмао. Тем не менее, серьезных доводов не было приведено, и данное заявление было аннулировано.

Воздушные шары братьев Монгольфье получили название «монгольфьеры» и применяются до сих пор. Это современные тепловые аэростаты, поднимающиеся за счет нагретого воздуха. Оболочка выполняется из легкой термостойкой синтетической, очень прочной ткани. Горелки, установленные в гондоле под куполом и прогревающие воздух в оболочке, работают на пропан-бутане.

Бумажная промышленность была одной из пере­довых отраслей производства во Франции. Одна­ко лучшие сорта бумаги выписывались из Голлан­дии, где бумажные мануфактуры стояли на более высо­кой ступени развития.

Пьер Монгольфье (отец Этьена и Жозефа) был од­ним из пионеров использования голландского способа производства, крупным бумажным фабрикантом в горо­де Аннонэ (юго-запад Франции). В эпоху религиозных войн предки Монгольфье вынуждены были бежать из Франции, но в XVIII веке вернулись на родину и основа­ли мануфактуру.

Пьер Монгольфье, войдя во владение мануфактурой в первой четверти XVIII века, вел дела с необычайной энергией и иници­ативой и передал своим детям Этьену и Жозефу передовые взгляды в области производ­ственной и научно-технической деятельности. Сыновья Монголь­фье и стали изобретателями воз­душного шара.

Жозеф-Мишель Монгольфье не имел законченного научного образования, он был талантливым изобретателем — любителем. Жо­зеф совершил пешее путешествие в столицу, где прослушал публич­ные лекции по химии и физике, в дополнение к своему самостоя­тельному изучению этих наук.

Жак-Этьен Монгольфье полу­чил систематическое образова ние в Париже, где был связан с выдающимися деятелями науки и техники: Гаспаром Монжем, Менье и другими. Этьен закон­чил в Париже строительную шко­лу и зарекомендовал себя талан­тливым архитектором. Но вско­ре он прервал научную карьеру, чтобы занять пост директора от­цовской мануфактуры. Интерес к наукам объединил братьев, по­зволил им расширить бумажное производство путем усовершен­ствования станков и заимствова­ния передовых технологий из других стран.

Аэростатические опыты нача­ли проводиться Монгольфье в 1782 году.

Сначала братья пытались пус­кать вверх мешки с водяным па­ром, буквально копируя облака. Эти опыты не особенно удались.

Вскоре Этьен ознакомился с книгой английского химика Пристли «О различных сортах воздуха», вышедшей в 1772 году, в которой ученый рассуж­дал о летучих свойствах водоро­да. Загоревшись идеей использо­вать этот газ, Этьен предложил брату надувать мешки водоро­дом. И этот опыт им не удался, так же как и Кавалло за год до этого.

Тогда братья начата опыты над пуском мешков, наполненных дымом. Один из опытных аэроста­тов емкостью 20 м3 во время за­пуска оборвал привязь и поднял­ся до высоты 300 м. Удачные ис­пытания натолкнули братьев на идею проведения показательных демонстраций своего аппарата, впоследствии получившего назва­ние «монгольфьер».

5 июня 1783 года в городке Аннонэ они провели первую пуб­личную демонстрацию. (За это позже Жозеф Монгольфье был избран действительным членом французской академии и даже по­лучил премию от императора На­полеона.)

О первом публичном опыте Этьен Монгольфье писал в пись­ме своему знакомому Фожа де Сен-Фону: «Различные части ма­шины были соединены простыми застежками с пуговицами, доста­точно было двух человек, чтобы смонтировать машину и напол­нить ее газом, но только восемь человек могли удержать ее на месте. По данному сигналу ма­шина была отпущена, поднялась с возрастающей быстротой, но замедлила движение к концу сво­его подъема. Она оставалась в воздухе 10 минут: потеря газа че­рез застежки, через швы и иные несовершенные части машины не позволили ей оставаться в возду­хе дольше… Машина опустилась так легко, что не сломала ни лоз, ни тычинок виноградника, на ко­торый она села».

После успеха в Аннонэ братья начали готовить новый опыт, ко­торый должен был состояться в Париже, в промышленном Сент-Антуанском предместье. Пло­щадку для пуска предоставил бо­гатый собственник «королев­ской» шпалерной мануфактуры Ревельон, друг Этьена.

Интересно отметить, что, когда Монгольфье присту­пил к своим работам в саду Ревельона, к нему явился молодой фармацевт и физик Пилатр де Розье, занимав­ший пост заведующего Музеем естественной истории у брата короля. Монгольфье с удовольствием принял ус­луги Пилатра де Розье и сотрудничал с ним в последую­щих опытах.

К 12 сентября новый шар Монгольфье, построенный на средства академии, был закончен. Но пуск окончился неудачей. В тот момент, когда аэростат уже наполнился горячим дымом и отделился от земли, еще держась на привязях, подул сильный ветер с дождем, шар был «разорван во многих местах… бумага размокла от дождя, и великолепная машина», стоившая стольких усилий, была разрушена. Поэтому для последующих опытов братья решили больше не использовать бумагу, обратившись к обыкновенной ткани.

Подъем шара в присутствии короля был назначен на 19 сентября, поэтому Этьен с друзьями, не теряя време­ни, принялся самым энергичным образом за постройку шара. Первый, неудачный, аэростат строили около ме­сяца. Новый шар, сделанный целиком из крепкого хол­ста, был закончен за пять дней.

Высота шара равнялась 18,5 м, диаметр - 13 м.

19 сентября в большом дворе Версальского замка состоялся подъем шара. Публика во главе с королевским семейством распо­ложилась вокруг восьмиугольной огороженной сцены, где возвы­шался помост для пуска шара. В центре помоста находилось от­верстие, над которым и помести­ли оболочку шара.

В отверстии эстрады была ус­троена жаровня, которую напол­нили соломой и рубленой шер­стью. Нижний открытый и вытя­нутый конец оболочки заправили вокруг жаровни так, чтобы обо­лочка образовала «как бы огром­ную воронку» для приема дыма. К оболочке прицепили клетку с тремя подопытными животны­ми - бараном, уткой и петухом. Разумеется, оболочка была за­креплена на привязях.

Когда публика собралась, был подан сигнал. Оболочка быстро раздулась и поднялась во всю вы­соту. Шар был выкрашен в синий цвет с золотыми украшениями в виде королевских вензелей. Гус­тая окраска шара преследовала не только эстетические, но и практические цели. Краски были замешены на квасцах и тому по­добных химикалиях и должны были сделать ткань более непро­ницаемой и несгораемой. На при­дворных такой большой и пест­рый пузырь произвел чарующее впечатление.

Когда царский двор налюбо­вался шаром, подан был второй сигнал. Привязи обрезали, и «ма­шина с пышностью поднялась на воздух», увлекая с собой приспо­собление, в котором были заклю­чены баран и птицы. Описав кри­вую, шар опустился в 3,5 км от места подъема. Максимальная высота, достигнутая шаром, со­ставляла лишь 430 м. Впослед­ствии выяснилось, что незначи­тельность высоты была вызвана двумя разрывами оболочки при пуске. Теплый воздух выходил сквозь отверстия, и шар не мог достигнуть той же высоты, что в Аннонэ.

Правительство присвоило бра­тьям Монгольфье дворянский ти­тул, представило Этьена к орде­ну, а Жозефа обеспечило пенси­ей. Академия наук дополнительно назначила братьям годовую пен­сию в 600 ливров.

21 ноября 1783 года знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.

У братьев Жозефа и Жака-Этьена возникла идея сделать свое уникальное изобретение — воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух.

Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах — Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», который мог бы поднять наполненное им легкое тело.

Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался успехом, и поэтому далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей — купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.

Тем не менее какие-то практические шаги в этом направлении начались в XVIII веке.

Конечно, нужно сделать небольшую оговорку: первые практические шаги в Европе. Ибо, если открыть описание военного похода китайского генерала Чжугэ Ляну, жившего в III веке нашей эры, можно встретить там такие строки:

«Масляная лампа была установлена под большим бумажным мешком, который поднимался с горячим воздухом от лампы. Враги были охвачены страхом из-за света в воздухе, думая, что божественная сила помогала ему».
Так что беспилотники в качестве психологического оружия, ставшие известными нам под именем китайских фонариков, в Азии появились очень давно.

Первую действующую модель летательного аппарата легче воздуха в Европе создал в 1709 году португалец Бартоломеу Лоуренсу де Гусман, приехавший в Лиссабон из Бразилии. Он показал королю Жуану V бумажный воздушный кораблик, который был наполнен горячим воздухом и поднимался к потолку.

Некоторые писали, что на полноразмерном корабле сам Лоуренсу де Гусман пролетел около километра, но достоверных свидетельств этому нет.


Какое-то время в русскоязычной литературе следующим кандидатом на первого человека в небе был некий нерехтинский подьячий Крякутной (или Крякутный), который совершил полет на воздушном шаре в 1731 году. Сейчас стало понятно, что рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.» сфальсифицировал известный коллекционер (и фальсификатор) Александр Сулакадзев в XIX веке.


Так что первыми отправить человека в небо было суждено двум братьям-французам — Жаку-Этьенну и Жозефу-Мишелю Монгольфье. Эти инженеры и естествоиспытатели сочли, что облака летают из-за их электризации, поэтому нужно сделать нечто подобное — дым, полученный от сжигания шерсти (от трения о которую, как мы знаем, все электризуется). Оболочку шара они сделали из бумаги, и первый «беспилотный» полет состоялся 5 июня 1783 года при большом скоплении народа.


19 сентября 1783 года впервые в истории свой полет совершили нелетающие живые существа. Демонстрация аппарата королю проходила под Парижем, в Версале. Первыми пассажирами аэростата стали .

Кстати, полет чуть было не сорвался из-за того, что оболочку подготовленного воздушного шара размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако братьям удалось к назначенному сроку создать еще один аэростат. Воздушный шар поднялся в воздух, пролетел четыре километра и, несмотря на порвавшуюся оболочку, благополучно приземлился. Животные почти не пострадали.

За время полета в качестве топлива было израсходовано 32 кг соломы и 2,3 кг шерсти. Эти материалы выбрали потому, что, согласно существовавшему на тот момент мнению, подъемной силой для шара должен был служить газ, обладающий «электрическими свойствами». Шерсть и солома прочно ассоциировались с электричеством, ведь, чтобы его получить, древние греки натирали шерстью кусок янтаря, который после этого притягивал солому.

Настала очередь человека. 21 ноября 1783 года в два часа дня около замка ла Мюетт в Булонском лесу на воздушном шаре в воздух поднялись химик и физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лоран д’Арланд. Полет продолжался 25 минут. Первые в истории воздухоплаватели плавно приземлились на холме Бют-о-Кай и открыли шампанское. Так, кстати, появилась воздухоплавательная традиция отмечать успешный полет шампанским.


Мир изменился, человек научился летать. Судьбы всех четырех первопроходцев сложились по разному. Братья Монгольфье продолжили свою инженерную и промышленную деятельность. Их главным изобретением стала прозрачная бумага (калька), промышленное производство которой братья наладили в своем родном городке Аннонэ. Кстати, их фирма сохранилась и поныне. Компания Canson выпускает различные виды декоративной и фотобумаги.

Пилатр де Розье попытался перелететь Ла-Манш на шаре совмещенной конструкции, использующей подъемную силу как водорода, так и горячего воздуха. 15 июня 1785 года он стал первой жертвой авиакатастрофы.


Первое воздухоплавание Пилатра-де-Розье и д*Арланда.

С глубокой древности люди мечтали подняться в воздух, чтобы парить там подобно птицам. Именно им они подражал в своих первых попытках оторваться от земли. Но, увы, - многочисленные опыты с искусственными крыльями давали один и тот же результат – человек не мог взлететь, как ни старался. В средние века, когда открыта была способность горячего воздуха поднимать легкие тела, появилась идея использовать его для подъема человека. Несколько остроумных конструкций аэростата были предложены разными учеными на протяжении 16-17 вв. Однако реально эти идеи воплотились в жизнь только в конце 18 века. В 1766 г. Кавендиш открыл водород, газ, который в 14 раз легче воздуха. В 1781 г. итальянский физик Кавелло провел опыты с мыльными пузырями, наполненными водородом – они легко уносились в высоту. Таким образом, был разработан принцип аэростата. Оставалось найти материал для его оболочки. Это удалось не сразу. Все используемые прежде ткани были или слишком тяжелы, или пропускали через себя водород. Задачу удалось разрешить парижскому профессору Шарлю, который придумал сделать оболочку из шелка, пропитанного каучуком. Но прежде, чем Шарль успел приступить к строительству аэростата, свой воздушный шар запустили братья Этьен и Жозеф Монгольфье, сыновья бумажного фабриканта из города Анонэ.

Братья Монгольфье далеко не имели тех научных познаний, которыми обладал Шарль, но зато у них было много энтузиазма и настойчивости. Правда, их первые попытки были неудачны. Сначала они старались наполнить бумажный шар парами, потом дымом. Позже им попалось сочинение Пристлея о различных родах воздуха, в котором было много важных наблюдений о различных свойствах газов. Вооружившись этими сведениями, Монгольфье попробовали наполнить шар водородом, но им не удалось изготовить оболочку, которая могла бы удержать этот легкий газ. К тому же водород стоил тогда довольно дорого. Оставив его, братья вернулись к своим опытам с воздухом. Они полагали, что из рубленной смеси соломы и шерсти должен образоваться при горении особый электрический пар, который должен обладать большой подъемной силой. Несмотря на абсурдность этого предположения, опыты с нагретым воздухом дали хороший результат. Первый шар, объемом чуть более кубического метра, после наполнения горячим воздухом, поднялся на высоту 300 м. Вдохновленные этим успехом, братья приступили к изготовлению большого аэростата объемом около 600 кубических метров и диаметром 11 м. Его шелковую оболочку изнутри оклеили бумагой. Над нижним его отверстием была укреплена решетка из виноградных лоз, на которой размещалась жаровня.

И вот 5 июня 1783 г. при большом стечении народа состоялся пробный полет этого аэростата. На жаровне был разведен костер, и влажный горячий воздух поднял шар на высоту 2000 м. Ликованию зрителей не было предела! Этот опыт вызвал огромный интерес в Европе. Парижской Академии было доставлено о нем донесение. В нем, однако, не сообщалось, чем Монгольфье наполнили свой аэростат – это составляло тайну изобретения.

Когда Шарль узнал об успешном полете монгольфьера (так стали называть шары, наполненные горячим воздухом) он с удвоенной энергией взялся за строительство своего аэростата. Искусные механики братья Роберы помогали ему. Оболочку диаметром 3,6 м изготовили из прорезиненного шелка. Внизу она оканчивалась шлангом с клапаном, через который ее предстояло наполнить водородом. По тем временам эта была непростая задача. Первое затруднение состояло в самом получении водорода. Для этой цели Шарль придумал следующий прибор: в бочку положили железные опилки и налили на них воды. На крышке бочки просверлили две дырки. В одну всунули кожаный рукав, соединенный с воздушным шаром, а в другую влили серной кислоты. При этом однако обнаружилось, что реакция идет очень бурно, вода разогревается и в виде пара увлекается вместе с водородом внутрь шара. В воде находился раствор кислоты, которая начинала разъедать оболочку. Чтобы избежать этого Шарль придумал пропускать получаемый водород через сосуд с холодной водой. Таки образом газ охлаждался и одновременно очищался. Дело пошло успешнее, и на четвертый день работы установки шар был наполнен.

27 августа 1783 г. на Марсовом поле состоялся запуск первого шарльера (так стали называть шары, наполненные водородом). Более 200 тысяч парижан присутствовало при этом небывалом зрелище. Шар стремительно взмыл вверх и через несколько минут был уже выше облаков. Но когда аэростат поднялся на высоту около 1 км, его оболочка лопнула от расширившегося водорода и упала неподалеку от Парижа в толпу крестьян деревни Гонес, не имевших никакого понятия о причинах происходящего. Большинство из них подумали, что свалилась Луна. Но когда крестьяне увидели, что чудовище лежит совершенно спокойно, они напали на него с цепами и вилами и в короткий срок страшно искололи и разорвали остатки шара. Когда Шарль прискакал из Парижа на место падения своего аэростата, он нашел лишь жалкие его лохмотья. Прекрасное творение рук человеческих, на которое было израсходовано около 10 тысяч франков, погибло безвозвратно. Впрочем, если не считать этого грустного финала, в целом опыт прошел успешно.

Одним из зрителей, присутствовавших при запуске 27 августа, был Этьен Монгольфье. Он принял своеобразный вызов Шарля и 19 сентября того же года в Версале перед глазами самого короля и бесчисленной толпы любопытных вместе с братом поднял в воздух шар диаметром 12,3 м с первыми в мире воздухоплавателями. Этой чести удостоились баран, петух и утка. Через десять минут шар плавно опустился на землю. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах. Опасались, что живые существа могут задохнуться если поднимутся на высоту более километра, ведь никто еще не исследовал эту таинственную атмосферу. На следующий строящийся монгольфьер король Людовик XVI приказал посадить двух преступников, находившихся в тюрьме. Но Пилар де Розье и маркиз д*Арланд убедили короля, что слава первых людей-воздухоплавателей не должна быть запятнана даже при неудачном подъеме. Эту честь король был вынужден предоставить им. 21 ноября 1783 г. огромный монгольфьер высотой 21 м с двумя смельчаками поднялся из замка Ла-Мюэт в окрестностях Парижа и достиг высоты 1000 м, открыв новую страницу в истории человечества. Оба аэронавта не сидели сложа руки, а поддерживали огонь на решетке в нижней части оболочки. Полет продолжался около 45 минут и закончился плавным спуском за городом на расстоянии 9 км от места старта.

Однако профессор Шарль и братья Роберы тоже не теряли времени даром. Объявив подписку, они собрали 10 тысяч франков на изготовление нового шарльера для подъема двух человек. При конструировании своего второго аэростата Шарль придумал почти все снаряжение, которым пользуются воздухоплаватели по сей день. Оболочку диаметром 8 м за три дня наполнили водородом и 1 декабря 1783 г. Шарль с одним из братьев Роберов, не смотря на грозившее им до последнего момента запрещение короля, вошли в подвешенную под шаром гондолу и попросили Этьена Монгольфье перерезать веревку, удерживающую шар. Полет продолжался 2 часа 5 минут на высоте 400 м. После приземления Шарль решил продолжать полет один. Облегченный (без Робера) шар взмыл на высоту 3000 м. Через полчаса полета, выпустив часть водорода, Шарль совершил мягкую посадку. Выходя из гондолы он поклялся «никогда больше не подвергать себя опасностям таких путешествий». Любопытно, что его соперники пришли к такому же решению. Этьен Монгольфье вообще ни разу за свою жизнь не поднялся в воздух, а его брат Жозеф решился на это только раз (этот полет состоялся 5 января 1784 г., на монгольфьере находились, кроме Жозефа, Пилатр де Розье и еще пять человек; шар был перегружен и полет окончился не так удачно, как предыдущие; больше всех пострадал от падения сам создатель аэростата). Однако пример первых воздухоплавателей оказался очень заманчивым. Во многих странах Европы энтузиасты стали с увлечением строить аэростаты и отважно подниматься на них в воздух. В январе 1785 г. знаменитый впоследствии аэронавт Бланшар перелетел через Ла-Манш из Англии во Францию, открыв таким образом эпоху воздушных путешествий.