Что делают в синагоге. Правила поведения в синагоге

  • Если Вы опоздали на молитву
  • В субботу
  • Каждый, кто пришел в синагогу - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

    Одежда

    Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

    Женщины

    По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

    Мужчины

    Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову надевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

    Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

    Мезуза

    Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

    Поведение

    Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговарить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

    По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

    Где взять молитвенник (Сидур)

    Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

    Если Вы опоздали на молитву

    Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

    В субботу

    В субботу нельзя заниматься будничными делами, и говорить о делах тоже не принято. Совершать сделки также запрещено, поэтому в субботу синагогальный магазин закрыт. Ресторан работает, но, чтобы туда попасть, заказ следует оплатить заранее. Один из строжайших субботних запретов – запрет зажигать огонь, поэтому курить тоже запрещено.

    Если в России или в путешествии вам доведется посетить иудейский храм - синагогу, необходимо помнить о следующем.

    В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения - от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

    В ортодоксальной синагоге места для женщин либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

    При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову.

    Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой. Ортодоксальные верующие во время утренней молитвы надевают на голову особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит).

    В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин - кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

    Большинство молитв читается на иврите, а часть - на арамейском языке.

    В общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма - консервативному, реформистскому, либеральному, - традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе.

    Правила поведения в синагоге. Мужчины могут не надевать талит и тфилин и ограничиваются только небольшой специальной шапочкой (кипой).

    В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины.

    Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах.

    В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное повсеместно соблюдаемое правило состоит в том, что при обращении к раввину по имени добавляют слово «рабби».

    Если вы оказались в мечети, независимо от вашего вероисповедания соблюдайте правила, принятые у мусульман.

    Мечеть не является храмом в полном смысле это -го слова. (Исключение составляет только Масджид аль-харам - «Запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман). В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

    Посетители мечети ведут себя довольно свободно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет мих-раб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

    Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве. Молящиеся читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Те, кто по каким-то причинам не принимают участия в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

    Женщины в мечети должны находиться либо на втором этаже, либр в отгороженной части первого этажа.

    Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду.

    У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

    Пол в мечети устлан коврами. При входе следует разуваться. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

    Наиболее универсальным обращением к имаму является «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть «совершивший хадж».

    Всегда ли женщина может молиться в синагоге?

    Евгений Левин

    Еще в поколении наших бабушек немало религиозных женщин бывало в синагоге довольно редко. А в некоторых хасидских и восточных общинах представительницы прекрасного пола и вовсе не переступали порог дома молитвы. Однако с тех пор ситуация радикально изменилась. Во-первых, бытовая техника и прочие достижения научно-технического прогресса позволили женщинам тратить гораздо меньше сил на домашнее хозяйство, и в том числе – на подготовку к субботе и праздникам. А во-вторых, почти все религиозные женщины получают сегодня полноценное религиозное образование, что, несомненно, усиливает их мотивацию полноценно участвовать в жизни общины. Поэтому во многих общинах никого не удивляет, что женское отделение переполнено не только в Йом Кипур, но и в обычную субботу.

    Однако с полноценным участием женщин в общинной жизни есть определенная проблема. Согласно распространенным представлениям, запрещено заходить в синагогу во время менструации. Соответственно, как минимум, одну, а то и две субботы в месяц женщина вынуждена оставаться дома.

    Насколько серьезен этот запрет и каково происхождение этого обычая?

    Как нетрудно догадаться, ни в Торе, ни в других библейских книгах такого запрета нет и быть не может. Просто потому, что первые синагоги появились только в эпоху В торого храма. Соответственно, ни Моше, ни другим пророкам незачем было устанавливать законы и правила, как можно и как нельзя вести себя в этом месте.

    В эпоху В торого храма, и особенно после его разрушения, синагога постепенно превратилась в главный центр еврейской религиозной жизни. Евреи собирались в синагогах для обязательных молитв и чтения Торы, там читали проповеди, проводили уроки Торы…

    Согласно многочисленным свидетельствам, синагоги регулярно посещали не только мужчины, но и женщины. Одни приходили послушать известного проповедника, другие – чтобы участвовать в молитве (Ваикра Раба, 9, Вавилонский Талмуд, Сота, 22а). Согласно Мишне, женщин даже вызывали к Торе, хотя мудрецы и полагали, что это позорит общину (Мегила, 4:6), про которую могут подумать, что в ней нет семи грамотных мужчин (в те времена каждый из вызванных должен был читать сам).

    Согласно Торе, менструальная кровь – один из источников ритуальной нечистоты. Мудрецы Талмуда относились к законам о чистом и нечистом весьма серьезно. Многие из них были хаверим, то есть придерживались ритуальной чистоты и в повседневной жизни (Алаха требует соблюдений этих правил только в Храме). Тем не менее во всей талмудической литературе нет даже намека на то, что женщина не может заходить в синагогу во время месячных.

    Подобной позиции придерживались в этом вопросе вавилонские гаоны, а также алахические авторитеты средневекового сефардского еврейства. К примеру, Рамбам прямым текстом разрешил всем, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты, и в том числе женщинам во время месячных, касаться свитка Торы и даже читать по нему. Впоследствии с этим мнением согласился «Шульхан арух» (Мишне Тора, Законы свитка Торы, 10:8; Йоре деа, 282:9).

    Однако в Германии и Северной Франции сложилась иная ситуация. Не позднее XII века (а возможно, и раньше) возникло мнение, что в период менструации женщина не должна заходить в синагогу. Этой точки зрения придерживалось немало выдающихся раввинов: рав Элиэзер Рокеах из Вормса (А-Рокеах, 1165–1238), рав Элиэзер бен Йоэль Галеви (Раавия, 1140–1225), рав Ицхак бен Моше из Вены (Ор Заруа, 1180–1250) и др.

    Логика введения подобной строгости вполне очевидна. Талмуд называет синагогу «малым святилищем» (Вавилонский Талмуд, Мегила, 29а), то есть малым подобием Иерусалимского Храма, куда нельзя было зайти в состоянии ритуальной нечистоты. Поэтому вполне логично, что некоторые запреты, относившиеся к Храму, впоследствии были распространены и на синагоги.

    Однако сефардские евреи тоже читали трактат Мегила. Почему же этот запрет возник именно в ашкеназских общинах? По мнению исследовательниц Дианы Вила и Моники Зискинд-Гольдберг, это было связано с тем, что сефардские общины в целом следовали вавилонской традиции, тогда как еврейство Германии и Италии находилось под сильным влиянием палестинской традиции. В Палестине же в VI–VII векax существовали общины, придерживавшиеся более строгих, чем это предписывалось Алахой, запретов в области ритуальной нечистоты. В этих кругах запрет входить в синагогу касался не только женщин во время месячных, но даже мужчин, на которых случайно капнула слюна нечистой женщины!

    Эта гипотеза выглядит довольно обоснованно, поскольку труды некоторых ашкеназских раввинов явно свидетельствуют о том, что они были знакомы с наследием этих палестинских общин. Однако возможно и другое объяснение. В средневековой Европе женщин-христианок также не пускали в церковь и не допускали к причастию . Евреи же никогда не были отделены от соседей непреодолимым барьером. Поэтому нельзя исключить, что еврейский запрет мог возникнуть, в частности, под влиянием нееврейского окружения.

    Во многих ашкеназских общинах женщинам во время месячных не разрешалось не только заходить в синагогу, но даже прикасаться к священным книгам. О том, с какой серьезностью относились к этому запрету, свидетельствует следующий случай: будучи нечистой, жена рабби Йеуды-Хасида из Шпеера случайно дотронулась до шкафа, где хранились священные книги ее мужа. Узнав об этом, рабби Йеуда покинул родной город и переселился в Регенсбург, оставив в старом доме всю свою библиотеку с очень редкими и дорогими книгами (Шут Мааршаль, 29).

    Русскоязычные евреи в большинстве своем – потомки ашкеназских евреев Центральной и Восточной Европы. Алаха же, как известно, рекомендует придерживаться обычаев предков. Поэтому на первый взгляд нынешним русским еврейкам следует вести себя так же, как вели себя их прапрабабки в Германии, Австрии и Польше, – то есть воздерживаться от посещения синагоги во время месячных. Однако не будем спешить с выводами.

    Прежде всего, не стоит утвер­ждать, что все ашкеназские раввины были единодушны в том, что во время месячных нельзя заходить в синагогу. B числе несогласных с этим оказался, среди прочих, рабби Шломо бен Ицхак (Раши), величайший комментатор и алахист средневековой Европы. Ему было известно, что некоторые женщины не заходят в синагогу во время месячных, полагая, что в отношении «малого святилища» следует вести себя так же, как в отношении Ие русалимского Храма. Раши, однако, полагал, что эта аналогия в данном случае неуместна. А потому считал, что женщина может заходить в синагогу независимо от своего физического состояния (Махзор Витри, 60б).

    Во-вторых, даже в тех общинах, где этот обычай укоренился прочно и глубоко, раввины полагали, что в определенных случаях им можно и даже нужно пренебречь. К примеру, известный австрийский раввин Исраэль Иссерлин (1380–1460) разрешил всем женщинам, независимо от физиологического состояния, молиться в синагоге в Дни трепета. По его мнению, невозможность находиться в это время вместе с общиной была бы для женщин слишком сильным ударом (Трумат а-дешен, 132).

    С мнением рава Иссерлина согласился через сто лет и рав Моше Иссерлес (Рама), живший в Кракове. По его словам, даже в тех общинах, где этот запрет соблюдался очень строго, в Дни трепета пускали в синагогу всех женщин, не выясняя, нет ли у кого-то из них менструации.

    Втретьих, далеко не все ашкеназские женщины придерживались запрета посещать синагогу в дни отлучения. К примеру, рав Яаков-Йеуда Ланда, живший в XV веке в Германии и Италии, пишет, что в его общинах женщины молились в синагоге в любое время. По его словам, единственная строгость, которой они придерживались во время месячных, – не смотреть на того, кто читал Тору.

    Наконец, даже после того, как запрет получил широкое распространение, некоторые крупные алахисты с ним не считались. Среди них был величайший талмудист XVIII века рав Элияу из Вильно (А-Гра). По его мнению, женщине разрешено молиться в синагоге даже непосредственно в дни менструального кровотечения.

    Таким образом, говорить о един­стве ашкеназской традиции в данном случае не приходится. Напротив, перед нами – весь спектр возможных мнений, от тотального запрета до полного разрешения.

    Так как же должна себя вести современная ашкеназская жен­щина? Разумеется, самый простой (и, возможно, самый правильный) в данном случае ответ: спросить своего раввина. Однако, поскольку это далеко не всегда возможно – в частности, не у всех евреев есть сегодня действительно свой раввин, – позволим себе высказать несколько общих соображений.

    Во-первых, следует помнить, что речь идет об очень личной, интимной сфере. Следовательно, принимая то или иное решение, женщина в первую очередь должна руководствоваться личными ощущениями. Чувствуя, что в состоянии ритуальной нечистоты ей в синагоге не место, она, безусловно, вправе следовать мнению средневековых пиетистов, налагающему запрет. При этом она может руководствоваться постановлением бывшего главного раввина Израиля Овадьи Йосефа, который разрешил «устрожаться» даже восточным женщинам, чьи матери и бабушки не придерживались этого запрета и заходили в синагогу в любое время (Ихаве Даат, 3:8).

    Если же женщина считает, что физиологическое состояние для нее не так важно, как молитва в синагоге, то она вполне может следовать разрешающему мнению Раши и гаона из Вильно. Тем более, вполне вероятно, что именно таков был обычай их благочестивых и праведных прабабок.

    Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

    Церковь - место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны. С появлением возможности путешествовать за рубежом, многие туристы имеют возможность посещать страны, где другая религия. Знание правил этикета при посещении синагоги вам может быть полезным.

    Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога. В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения - от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

    Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день, а в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие, как минимум, десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

    Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее. Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит). В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин - кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

    Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

    При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв - на арамите, (арамейском) языке повседневного общения древних евреев.

    Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

    Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма – консервативному, реформистскому, либеральному, - синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу).

    В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

    Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний - заключение браков, проведение похорон и т. д.

    В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами, министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

    В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово «рабби».

    www.wild-mistress.ru

    Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу?

    Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу? (Андрей)

    Отвечает Михаил , раввин мессианской общины Винницы:

    Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

    1. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения правил христианского приличия? То есть, не будет ли это грехом?
    2. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма - разрешат ли христианину туда войти?
    3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
    4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там Евангелие?

    Давайте разберемся по порядку.

    1. Не будет ли это грехом?

    А вот и кое-что из Апостольских правил:

    «70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

    71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

    Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля? ), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора:

    «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

    Заодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

    Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем ».

    Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветные личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

    Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

    В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

    После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф… Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

    Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

    Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники зачастую просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например, таковым был духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

    2. Разрешат ли христианину туда войти?

    Насколько мне известно, не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек надел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

    3. Будет ли это для него назидательно?

    Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отсутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в десять человек.

    4. Можно ли там проповедовать Евангелие?

    Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не лучшее место для проповеди Евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в Шаббат.

    Бывает так, что христианин-нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию. Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль. Но вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен Павла и положением дел там в наше время:

    Наш портал в Facebook:

    1) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться в теме;

    2) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать Евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться недолго и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

    Подавляющая масса евреев на постсоветской территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина-нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИНАГОГЕ

    Каждый, кто пришел в синагогу — желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

    Одежда

    Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

    Женщины

    По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

    Мужчины

    Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

    Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

    Мезуза

    Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

    Поведение

    Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговарить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

    По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

    Где взять молитвенник (Сидур)

    Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

    Если Вы опоздали на молитву

    Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

    В субботу

    В субботу нельзя заниматься будничными делами, и говорить о делах тоже не принято. Совершать сделки также запрещено, поэтому в субботу синагогальный магазин закрыт. Ресторан работает, но, чтобы туда попасть, заказ следует оплатить заранее. Один из строжайших субботних запретов – запрет зажигать огонь, поэтому курить тоже запрещено.

    Синагога правила

    Извините, эта часть сайта находится в стадии разработки.

    Sorry , site is underconstruction .

    Sorry! Dieser Teil der Seite befindet sich noch im Aufbau .

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИНАГОГЕ

    К аждый человек, пришедший в синагогу, является желанным гостем. Если не знаете как поступить в том или ином случае, не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

    О дежда при посещении синагоги должна быть опрятной и достойной. Посещать синагогу в спортивном костюме, шортах, или рабочей одежде запрещено.

    Ж енщины. По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть платок или любой другой головной убор. Руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По еврейской традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках. Поэтому синагогу лучше посещать в юбке или в платье.

    М ужчинам в синагоге можно находиться только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

    Во время молитвы мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Обычно в синагогах делается специальное отделение, балкон или галерея для женщин. По еврейскому закону не возбраняется взять с собой в молитвенное помещение ребенка противоположного пола, если ему не больше 9 лет. Эти правила распространяются только на время самой молитвы. В любой другой ситуации, например, во время праздничной трапезы или концерта, мужчины и женщины могут находится где угодно: мужчины — заходить на женскую галерею, женщины – в молитвенный зал.

    М езуза (ивр. מְזוּזָה‎, букв. `дверной косяк`)
    Переступая порог синагоги, вы должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы. Мезуза – это футляр, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Однако в некоторых синагогах мезузы может и не быть, поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения.

    П оведение . В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно и прилично, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву. По еврейскому закону мужчина может прикасаться к женщине только случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена. Поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято здороваться за руку, тем более обниматься и целоваться.

    С ложившийся в течение многих веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Любой взрослый мужчина (еврей) , может руководить богослужением. В некоторых больших еврейских общинах для чтения молитв, обычно по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми прихожанами в синагоге.

    Металлический футляр для иудейской мезузы . Большая буква «ש» означает «שדי» (Шаддай), одно из имен Бога в иудаизме. В нижней части «ירושלים» — (Иерусалим).

    www.ikg-bad-bad.de

    Правила составлены в связи с участившимися в Европе нападениями на евреев, и возрастающей в мире террористической опасностью. Правила предназначены для обеспечения физической безопасности и душевного спокойствия молящихся в синагоге Тахарт Ха-Кодеш, поэтому следует строго придерживаться этих правил.

    Единственная сохранившаяся после Холокоста и советской оккупации в Вильнюсе синагога Тахарт Ха-Кодеш была построена в 1903 году, она основана на традициях миснагдим. Синагога принадлежит Вильнюсской еврейской религиозной общине.

    Каждый еврей имеет право посещать и молиться в синагоге Тахарт Ха-Кодеш, при условии, что он будет соблюдать ниже изложенные правила.

    Правила поведения в синагоге Тахарат Ха-Кодеш

    1. Синагога – это место общественного почтения.

    2. Религиозная деятельность, молитвы основаны на традициях миснагдим.

    3. Во время молитв и после них следует придерживаться общественного порядка. Общественный порядок – это сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил поведения, основанных на принципах взаимоуважения и морали.

    4. Соблюдение этих правил обеспечивает толерантное общение между людьми, цивилизованный способ решения возникающих конфликтов. В синагоге запрещается наглым поведением, угрозами, издевательствами или вандалистскими действиями демонстрировать неуважение к окружающим, а также нарушать общественное спокойствие и порядок, ругаться нецензурной бранью, недостойно вести себя, запрещено прерывать проповедь, шуметь и мешать молитве.

    5. Молитвы читаются в одном из существующих в синагоге залов.

    6. Лицо, желающее публично высказаться в синагоге, должно получить разрешение от раввина, работающего в синагоге.

    7. В синагоге запрещены как личные споры, так и споры, связанные со способом проведения молитв и других религиозных обрядов. Предложения по поводу проведения молитв и других религиозных обрядов могут быть обсуждены с раввином только тогда, когда не проходит молитва или другие религиозные обряды. Эти правила действительны и в помещении для Киддуша и лекций.

    8. Время открытия и закрытия синагоги устанавливает и официально объявляет Правление Вильнюсской еврейской религиозной общины. Правление нанимает сотрудников Службы безопасности синагоги и технический персонал, устанавливает их рабочие часы. Особые случаи оговариваются с председателем Вильнюсской еврейской религиозной общиной.

    9. Лицо, читающее Тору, проводящее молитву, устанавливает или нанимает председатель Вильнюсской еврейской религиозной общины при поддежрке Правления Вильнюсской еврейской религиозной общины. Все находящиеся в это время в синагоге лица обязаны придерживаться этого порядка.

    10. Посещающие синагогу лица должны быть достойно и опрятно одеты. Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Во время молитвы запрещено пользоваться мобильными телефонами.

    11. В синагогу запрещен вход лицам с огнестрельным или холодным оружием (кроме сотрудников Службы безопасности синагоги), а также с предметами, которые могут быть использованы как оружие. Кроме того, запрещен вход лицам, находящимся под воздействием алкоголя или наркотических веществ, а также подозрительным лицам.

    12. Без согласия председателя Вильнюсской еврейской религиозной общины в синагоге запрещается организовывать митинги, встречи, собрания, накрывать стол, заниматься торговлей.

    13. Молящиеся и посетители синагоги обязаны подчиняться указаниям председателя, старосты и Службы безопасности синагоги, действующим от имени Вильнюсской еврейской религиозной общины.
    14. Лица, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, будут удалены сотрудниками Службы безопасности из синагоги, а позже им может быть запрещен вход в синагогу. Кроме того, они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законами Литовской Республики.

    15. Ключи от синагоги, а также все доступы к коммуникациям, находятся под охраной и управлением председателя Вильнюсской еврейской религиозной общины.

    16. Все лица, находящиеся в синагоге, обязаны подчиняться требованиям сотрудника Службы безопасности. Его функции приравниваются к блюстителю общественного порядка.

    Председатель Вильнюсской еврейской религиозной общины Шмуэль Левин

    Ковчег

    Прямо перед входящим находится святейшее место синагоги, ковчег – это углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы – Пятикнижия. Эти свитки – главная ценность общины прихожан, и все они написаны от руки специально обученным писцом. В тяжелые для иудеев времена эти свитки были первым, что спасали при пожаре или погроме.

    Чтение свитков Торы

    Перед ковчегом находится небольшое возвышение – бима, с него еженедельно читают вслух Тору. За год священнослужители успевают прочесть все пять книг Торы, от сотворения Адама до получения Моисеем Закона Божьего на горе Синай, чтобы в новом году начать читать все сначала. Читать вслух в синагоге считается почетным делом, и помимо раввинов на такие чтения зовут почетных членов общества и тех, кому хотят оказать уважение.

    Время работы

    Открывается синагога на рассвете для проведения утренней молитвы и остается открытой весь день. За это время в ней пройдут еще две молитвы – полуденная и вечерняя.

    Особые дни в синагоге – пятница и суббота. Именно вечером в пятницу в синагоге проходит чтение свитка Торы. В этот же день звучат дополнительные благословения и молитвы в преддверии священного дня субботы. Те, кто не мог прийти в синагогу в будние дни, собираются в ней именно в пятницу, поэтому в этот день тут очень людно. Многие приходят целыми семьями и после служения отправляются домой к праздничному столу.

    В субботу молитвы длиннее, поскольку никто не спешит на работу. По субботам после утренней или дневной молитвы в синагоге часто собираются члены общины для изучения Торы.

    Отправляясь в синагогу, оденьтесь в соответствии с традициями

    Перед походом в синагогу позаботьтесь о головном уборе. Это обязательное правило и для мужчин, и для женщин.

    Женщина должна покрыть голову платком, шляпой или даже париком, мужчина – надеть кипу. Кипа – религиозный головной убор евреев. Если кипы не оказалось под рукой, ее можно приобрести при входе в храм. Если не получилось найти кипу, наденьте любой другой головной убор: шляпу, кепку и т.д.

    Не позволяйте себе приходить в синагогу в чересчур яркой или пляжной одежде и в спортивном костюме, это вызовет неодобрение среди прихожан.

    Женщинам полагается быть в юбке ниже колен и с закрытыми до локтя руками.

    Правила поведения в синагоге

    Оказавшись в синагоге впервые, внимательно наблюдайте за поведением прихожан, чтобы не попасть в неудобное положение.

    Соблюдайте ритуалы на входе

    Прежде чем зайти в синагогу, выключите мобильный телефон. Затем омойте руки из специальной раковины с ковшом, расположенной у входа, – сначала правую руку, затем левую. Входя в синагогу, помните, что в традиционных храмах мужчины и женщины молятся раздельно и попадают внутрь тоже через разные входы. Мужчинам полагается находиться в центральной части синагоги, в молитвенном зале, женщинам – на втором этаже, на балконе или в галерее, с которых хорошо виден ковчег. Эти балконы часто отгорожены прозрачной занавеской, которую ни в коем случае не надо поднимать.

    В праздники ограничения на передвижения в синагоге отменяются, и мужчины могут заходить на женские балконы и галереи, а женщины – спускаться в молитвенный зал.

    Находясь в синагоге, старайтесь исключить все тактильные контакты с вашими попутчиками противоположного пола.

    На территории синагоги мужчине позволительно дотрагиваться до женщины, только если она является его ближайшей родственницей.

    Во время молитвы постарайтесь не разговаривать

    Некоторые молитвы читаются только священнослужителем. Если вы неопытный посетитель синагоги, вы можете не знать, когда именно следует помолчать. Кроме того, у иудеев есть правило, по которому женщинам категорически запрещается петь соло перед мужчиной, даже молитву.

    Иудеи молятся стоя и сидя, поэтому справа и слева от алтаря установлены скамьи, на которые можно присесть, если возникнет такая потребность.

    Но обычно эти скамьи заняты пожилыми людьми, которым позволительно не вставать во время молитвы.

    Синагога также служит местом проведения религиозных праздненств

    Когда отмечают бар-мицву (переход во взрослую жизнь, мальчики достигают религиозного совершеннолетия в 13 лет, а девочки в 12), в синагоге устраивается шумное празднование, и женщины кидают с галерей в зал конфеты и сладости. Дети, девочки до 12 лет и мальчики до 13, не обязаны молиться как взрослые, обычно они, нарядно одетые, играют на улице.

    Для некоторых частей молитвы необходим миньян

    Это собрание десяти взрослых мужчин-евреев.

    При необходимости они могут выйти на улицу и попросить прохожего зайти помолиться вместе с ними. Не смущайтесь, если к вам обратятся с подобной просьбой, а иногда просто с вопросом: «Вы – еврей?», но и не соглашайтесь, если оказались возле синагоги случайно или в качестве туриста, чтобы не вводить собравшихся в заблуждение.