Духовная леность. О духовной лени

Ильченко Ю.Н.

План:

I. Вступление

Духовная лень переходит на все сферы жизни. Побеждая лень в быту, можно достичь успехов и в других сферах жизни. Когда верен в малом, достигнешь большего и принесешь много плода. Ответственность, чтобы побеждать лень в своей жизни, лежит на каждом из нас.

Привыкнув к тому, что за нас все делали родители, мы и сейчас перекладываем эту ответственность на кого-то. Мы сами должны прибывать в Слове и молиться, а не надеяться, что за нас это сделают лидер ячейки или пастор. Каждый должен иметь личную веру и возрастать от веры в веру, от славы в славу.

II. Виды лени.

Лень - это нежелание что-либо делать.

Детская лень (не хочу, не буду)

Активная лень - отговорки (я бы сделал, но я занят, у меня нет времени)

Агрессивная (не трогайте меня, и даже не говорите об этом)

Пассивная - откладывание (сделаю завтра, начну с понедельника, с нового числа)

Умная лень(у меня такой характер, хроническая усталость, слабая воля)

Высокомерная (если бы захотел, я бы сделал, я запросто сделаю, но мне это не надо)

Оправдательная (не выспался, что-то болит, устал)

Избирательная (это люблю делать, это не люблю, это не мужское дело)

Тотальная (ничего не хочется делать, лень думать, даже лень ленится).

III. Пословицы

1. О работе: от работы кони дохнут; трудом не будешь богат, а будешь горбат; работа не бойся, я тебя не трону; работа дураков любит; работа не волк, в лес не убежит.

2. О лени: ленивая рука делает бедным; лежа пищи не добудешь, трудись, не ленись, да Богу молись; кто рано встает, тому Бог дает; без дела жить, только небо коптить; у ленивого на столе, что и на дворе; труд кормит, а лень портит; не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож; малое дело больше большого безделья; не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

IV. Опасно быть ленивым

Притчи 6:9-11 - совр. пер. говорит, о том, что чем больше человек спит, тем больше беднеет. Бог нужду сравнивает с разбойником. Если ничего не делаешь, сам себя грабишь. Притчи 24:30-34 - Когда ничего не делаешь, твоя жизнь покрывается «колючками и крапивой», разрушается ограда - нет защиты от воров и разбойников. Притчи 21:25 Лень - твой враг, объяви ей войну.

Матф.25:14-30 Ленивые люди всегда чем-то недовольны. Бог всегда смотрит, как ты относишься к тому, что Он тебе дал. Бог всегда дает по нашей силе и способностям, Он всегда дает нам шанс, чтобы изменить свою жизнь. Если мы не берем ответственность, не работаем, чтобы победить лень, Бог называет таких «негодными». Лень - мать всех пороков. Ленивый - слизняк, лукавый - хитрый, такие неугодны Богу.

V. Мы призваны Богом трудиться.

Корень немецкого слова «призвание» - «труд». Бог призвал человека к труду еще в Эдемском сад у (Быт.2:15) . Смотри не на трудность работы, а на результат. Бог дает нам силу и благословляет дела наших рук. Работа должна приносить радость и удовлетворение. Труд - это служение Господу и своим трудом мы должны прославлять Бога.

Проповедь:

Сегодня будем говорить об одном страшном враге, о лени.

Дьявол он не только трехголовый змей, он многоликий, и один из его ликов - это лень. Мы должны знать врага в лицо, чтобы с ним бороться и победить его в своей жизни. Кто-то скажет, как же с ним бороться, если мне лень бороться.

Вспомним Постулаты Мартина Лютера: Только Христос, только вера, только Писание, только благодать, только вся слава - Богу. Вот это должно быть в нашем сердце. Мы еще говорили о том, что реформация внесла удивительное откровение о работе. Работа - это, оказывается, благословение, работой мы можем прославлять Господа. В немецком языке корень слова «призвание » - переводится как «труд». В таком духовном слове «призвание» заложено такое недуховное слово «труд».

Религия всегда труд уничижала. И даже известный отец церкви Евсевий Кесарийский считал, что физический труд это что-то унизительное недостойное. Но реформация означает исправление и восстановление. Реформация исправила понимание и отношения к труду.

Верующие люди поняли, что прославлять Господа можно только хорошим трудом. Разве можно прославить Господа плохим отношением, некачественной работой? Они взяли на вооружение слово, которое говорит: «Всякое дело делайте как для Господа » (Кол.3:23 ). Какой стандарт! Ты не для своего начальника делаешь, и не для себя делаешь, но ты это делаешь, прежде всего, для Господа. И так как мы большую часть времени проводим на работе, это означает, что большую часть времени мы можем поклоняться Господу. Потому что мы не просто идем на работу, мы говорим: « Господь, через свою работу я буду поклоняться Тебе, прославлять Тебя», и Бог благословляет то дело, которое ты делаешь.

Втор. 28:12 «Я благословлю всякое дело твоих рук ».

Про руки много написано в Библии и особенно там, где касается труда. Где говорится о благословениях - это касается дела наших рук. Но, если твоя голова не будет работать, руки тебе не помогут. Руки - это наши инструменты, они непосредственно что-то делают. Но откуда приходит понимание? С твоей головы. Поэтому Господь сказал: «Сделаю тебя головой, и ты не будешь больше хвостом » (Втор.28:13 ).

Ведь хвост, по сути дела, это что-то ленивое. Он никакой особенной функции не выполняет, он тащится себе за кем-то. Но Господь сказал: «Я сделаю тебя головой ».

Когда Господь сотворил человека, он поместил его в Эдемский сад, который называется райский сад. Но эта райская жизнь, для Адама не была жизнью, в которой он сидел или лежал в гамаке, ничего не делая. Бог поместил его в сад, чтобы Адам возделывал этот сад и охранял его. У Адама была конкретная работа от Господа.

Мы как последователи Реформации, протестантская церковь, должны очень хорошо знать, понимать и применять то, что произошло во время реформации, поэтому будем делать всякое дело как для Господа. В этом замечательном слове «труд» мы должны видеть благословение. Но не всегда мы это видим, и не всегда мы хотим это видеть, поэтому сегодня мы будем размышлять о труде и о лени.

Притчи 6:9-11 «Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». Пробуждение связано с победой над ленью. Мы должны знать этого страшного врага, которого зовут лень. Я не говорю, что нам не нужно отдыхать, спать. Нам нужно и отдыхать, и спать, но ленивый человек склонен отдыхать больше положенного, он всегда устает, ему всегда хочется прилечь, отдохнуть.

И вот когда я, например, или ты думаешь, что-то мне не хочется, что-то я не хочу, не молится, не поется, не славиться, не читается, не работается. Дай я лягу- прилягу. И внутренний голос подсказывает, полежи и все пройдет, когда мы так думаем, мы позитивно настроены, что все пройдет, но что пройдет?

Слово Божье открывает нам истину; что если ты будешь лежать, ничего не будешь делать, ты не будешь бороться, сражаться, трудиться над проблемами в своем характере, в своей жизни, в служении, то ничего не изменится в твоей жизни. Тебе это не поможет, более того, тебе будет еще хуже. В Слове Божьем написано, что если ты будешь лежать, придет лень, она откроет двери для бедности.

«Придет нужда твоя, как разбойник ». «Я ничего не буду делать, пусть разбойники приходят в мою жизнь. Пусть грабят, убивают, приходите разбойники, выносите все, мне ничего не жалко для вас » - Вы так думаете? Нет, конечно.

Когда мы ничего не делаем, мы находим себе какие-то оправдания. Мы хотим себя убедить, что наша лень, она имеет очень важное обоснование. Мы находим оправдания для своей лени, и спокойно ничего не делаем.

Но Слово Божье предупреждает, чтобы вы себя так спокойно не чувствовали, потому что когда мы ничего не хотим изменять в своей жизни, этим самым мы приглашаем бедность, разбойников в свою жизнь. А что такое разбойник? Грабитель. Вы бы хотели встретиться с грабителем один на один? Нет, конечно, мы боимся разбойников. Но мы думаем, что лень - это ничего страшного, а я хочу сказать, что лень - это страшно. Нам надо знать своего врага, которого зовут лень.

Когда нам лень разбираться со своими проблемами, изменять свой характер, работать над своими слабостями. Тем самым мы говорим: «добро пожаловать, господин разбойник, и пусть бедность приходит, пусть приходит нищета, так нам и надо ». Мы так не думаем, но Бог хочет, что бы мы именно так воспринимали свою лень. .

Притчи 6:9 (совр. пер.): «Ленивец, как долго ты будешь лежать? Когда же ты пробудишься от сна? » Ленивый человек отвечает. Мне нужно немного поспать я полежу здесь недолго. Но он спит и спит и становится все бедней и бедней и скоро у него ничего не останется, словно вор придет и все утащит. Притча нам так же говорит, что ленивая рука делает бедным, а рука прилежных, обогащает. Но мы выросли в такой обстановке, где существуют определенные пословицы и поговорки о работе. «Работа дураков любит», « Работа не волк в лес не убежит», «Что торопиться, когда-нибудь успею». Мы можем и не успеть. Наше отношение, которое заложено в детстве, часто влияет на всю нашу дальнейшую жизнь. Как правило, люди ленивые с детства и потом особо не отличаются трудолюбием. Смотрите, чтобы мы с вами не прошли точку не возврата, потому что есть вещи, которые невозможно будет изменить в своей жизни. Поэтому Бог хочет, чтобы мы сейчас задумались над этим и не откладывали в долгий ящик. Нам необходимо изменять сознание, мышление.

«Трудом не будешь богат, а будешь горбат », «Трудом праведным не наживешь хором каменных» «Работа ты меня не бойся, я тебя не трону ». Когда мы ничего не хотим менять в своей жизни, мы приглашаем бедность, нищету, недостаток, и разбойника, сами открываем ему дверь. А разбойник вас не пощадит. Он заберет все, что у вас есть. Нам нужно увидеть лень, как ее видит Господь. Нам нужно соединиться со Словом Божьим.

Притчи 24:29-34 «Воздам человеку по делам его ». «Проходил я мимо поля человека ленивого, мимо виноградника человека скудоумного, и вот все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда обрушилась, посмотрел я и обратил сердце мое, посмотрел и получил урок. Немного поспишь, немного полежишь, немного сложив руки, полежишь, и придет как прохожий бедность твоя и нужда твоя как человек вооруженный». В этой притче мы так же видим, что лень открывает двери для бедности, для нищеты, для разбойников.

Когда Реформация стала говорить о новом отношении к труду, возникло такое понятие как «протестантская этик а». Ученый Макс Вебер написал целый научный труд, который называется «Протестантская этика и дух капитализма ». В этой работе он раскрыл, что когда люди приняли учение реформации, они стали по-другому относиться к своему труду, и Бог стал благословлять их и их страны. Если посмотреть статистику, протестантские страны намного превосходят по развитию страны с другим вероисповеданием.

Когда верующие поехали в Америку, они поехали с отношением начинать там жизнь угодную Богу, жизнь, которая говорит, что «рука прилежных обогащает» и «всякое дело я делаю как для Господа». Если мы хотим, чтобы в наши жизни пришло развитие, процветание, успех, мы должны понять то, чему учит Бог в Притче: «Я проходил мимо поля человека ленивого». Откуда он узнал, что это поле ленивого и виноградник скудоумного человека?

Библия говорит, что лень связана со скудоумием. Человек ленивый это скудоумный человек. Его поле заросло колючками, крапивою, а ведь раньше там был виноградник. Это показывает, что можно начать делать что-то хорошо, но затем продолжать не так хорошо. К сожалению, часто люди слушают, вдохновляются, что-то начинают делать, но не доделывают, бросают. Например, вдохновились приходить на утреннюю молитву. Раз сходил, два сходил, третий раз сходил - и пропал.

Мы должны трудиться над всеми сферами нашей жизни: над духовной, душевной и физической. Если наш духовный человек не развивается, это влияет на все остальное. Если наш душевный человек не изменяется, не меняется наш разум, не развивается интеллект, все это влияет на нашу жизнь. Мы тогда люди - скудоумные. Обычно ленивые люди не хотят учиться, они говорят: «не хочу учиться, а хочу делать что-то другое». Учеба - это труд.

Так же это касается нашего здоровья. Многие люди обещают себе, что я буду раньше вставать, молиться буду, какие-то упражнения делать, я откажусь от вредной пищи, буду вести правильный образ жизни, буду подтягиваться, подпрыгивать. Раз подпрыгнул, два подпрыгнул, и все. Куда все делось? Куда все исчезло?

В таких случаях наша жизнь похожа на это поле. Господь говорит: «Я желаю, чтобы праведник процветал, чтобы ты здравствовал, и преуспевал во всем».

Как преуспевание будет приходить в нашу жизнь? Через работу. Молиться - это тоже духовная работа. Совершенствоваться, развивать свой интеллект,- это тоже работа. Трудиться над собой, своим здоровьем - это тоже работа. Поэтому, когда мы чего-то не делаем, мы попадаем в категорию людей скудоумных. Если мы остаемся ленивыми, тогда наша жизнь, вместо процветающей и благословенной, становится бесполезной. Но если мы благословенны, тогда мы это благословение передаем другим людям.

Написано, что праведник цветет как пальма, и наша жизнь как поле. Если мы не возделываем свою жизнь, не работаем, ничего не хотим менять, появляются колючки и крапива. В конце жизни вот так посмотришь и подумаешь, что же ты сделал за все время, что же ты совершил, где плоды в твоей жизни? Колючки, крапива и «каменная ограда его обрушилась». Ограда - это то, что защищает. Когда человек ленится, он теряет защиту. Когда ограда разрушена, приходит бедность, разбойники, и тогда твоя жизнь превращается в поле с колючками и крапивою. Лень открывает двери для всего плохого. Недаром лень называют матерью всех пороков.

Это визуальная картина того, что производит в нашей жизни лень. Поэтому тот человек, который проходил мимо поля, посмотрел, получил урок и принял решение: «Нет, я таким не буду. Моя жизнь будет другой, я решил в своем сердце, что обязательно изменюсь». Он пересмотрел свое отношение к лени. Мы должны получать такие уроки и изменять свое отношение, чтобы для нас Божье благословение было не теорией, а практикой в нашей жизни.

Притчи 12:24 «Рука прилежных - будет господствовать, а ленивая рука будет под данью» . В современном переводе: «Кто много трудится, будет управлять другими, ленивый будет работать как раб». Кто много трудится, будет управлять другими. Но многие люди хотят получать как начальник, а работать как пенсионер. Как такое можно совместить? Если ты хочешь, чтобы твоя зарплата выросла, тебе нужно работать по-другому.

Бог нас не ограничивает. Он говорит, что кто много трудится, тот будет управлять, а ленивый будет как раб. Господь пришел нас освободить, отпустить измученных, проповедовать нищим. Я вам проповедую, потому что дух Господень на мне, ибо Он помазал меня проповедовать нищим. Бог хочет, чтобы мы преуспевали в каждой сфере нашей жизни.

Вопрос сеяния и жатвы он работает. Что ты посеял, то ты и пожнешь. И когда ты смотришь на свою жизнь, ты говоришь: «Да, здесь все хорошо, замечательно, а вот здесь пока ничего нет, ничего не происходит ». Это показывает, что в этой сфере ты пока ничего не сделал, не приложил свою руку, потому что рука прилежных - обогащает и она будет господствовать. Но если ты не работал со своей жизнью, а только перекладывал свою вину на других, кого-то ругал, кого-то обвинял, тебе это никогда не поможет. Найди свою проблему и измени ее, во Имя Иисуса Христа. Господь за нас, Он сражается за тебя.

Притчи 21:25 «Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать. Всякий день он алчет, а праведник дает и не жалеет ». Человек алчный - это

Жадный, корыстолюбивый, скупой. То есть он чего-то хочет, но ничего не делает. Желание добра есть во мне, а чтобы сделать оное не нахожу сил (Рим.7:18). Руки его отказываются работать. Как он дошел до такой жизни, что у него уже руки не работают. Написано, «алчба ленивца убьет его». Лень это страшный враг! Вы должны увидеть его, чтобы не позволять ему жить в вашей жизни, чтобы объявить ему священную войну. Сегодня у нас замечательное время, чтобы снять маски и назвать всех своими именами.

Лень она многоликая и разнообразная.

- детская лень ;

Не хочу вставать, не хочу кровать застилать, не хочу посуду мыть, «не хочу - не буду». Эта лень встречается и у взрослых людей, просто взрослые хитрей, говорят: «Я не могу это сделать, потому что далеко живу, к сожалению, мой возраст уже не подходит для этого. Одним поздно, другим рано, третьи еще не поняли, но по сути - это все детские отговорки. «Не хочу - не буду».

- лень активная;

Я занят, у меня нет времени, я бы хотел измениться, но я такой занятой.

Лень агрессивная;

Есть люди, с которыми просто разговариваешь, все хорошо. Но как только ты сказал им что-то про работу, у них сразу лицо меняется: «Вот можно было и без этого обойтись. Можно было об этом не говорить. Все же было нормально, все хорошо. Вот зачем вы меня спросили, почему я этого не сделал?». Лень это свято, не трогайте ее. Мы можем обо всем говорить, но вот это трогать нельзя.

- лень пассивная;

Это лень, которая постоянно перекладывает. Хитрая лень: «Я завтра сделаю, да, да, я согласен, все правильно, но сегодня нет, завтра сделаю, я не готов сегодня. Вот с понедельника, я точно это начну делать. Начинаю новую жизнь с Нового года. Ладно, с нового года не успели, с весны. Весной все пробуждается, у меня силы пробудятся, и я буду делать. Нет, подожду до лета. Летом все нормально, а вот с осени - точно, в первый раз в первый класс».

-лень «умная»;

Она такая образованная: «Ну, вы понимаете, у меня такой характер, я вот слушал проповедь, или я прочитал в книге, у меня заниженная самооценка, и, наверное, я не смогу это сделать. Я не смогу исправиться, измениться. Вы знаете, пастор, у меня хронический синдром усталости, за меня молиться надо». И так далее. Рано вставать и молиться вредно, какие-то циклы нарушаются в голове или еще где-то, всякие «что», «как бы», «потому что», «ибо» и так далее. В общем, она умничает, но это все лень.

Срывайте с нее маску.

-лень высокомерная;

Если бы я хотел, я бы это сделал, просто мне не хочется, а так я запросто это сделаю.

-лень оправдательная;

Такая лень очень широко распространена в народе: « Вы знаете, что-то у меня живот заболел, ой, в боку закололо, я не могу сейчас работать, что-то потянул, что-то растянул. Знаете, пастор, я просто не выспался, у меня нет сил, поэтому я сплю сейчас. Оправдательная лень всегда найдет оправдание.

- лень избирательная.

Она говорит: «это мне нравится - буду делать, а вот это я не буду делать, мне это не нравиться ». Мужчины говорят: «это не мужское дело. Есть, лежать на диване, это мужское дело, а помогать жене по дому - это не мужское дело. Я часами могу спорт смотреть, уйдите, не мешайте».

Сейчас многие люди много работают в компьютерах. Разные сложные игры появились, и они говорят: «Подождите, у меня нет времени, я прохожу сложный уровень. Я занят». А если спросить: «Что тебе это дает? Ты от этого умнее стал или сделал что-то полезное?». Человек затрудняется с ответом: «ну, мне это нравится» Когда мы что-то делаем, должны понимать перспективу, зачем нам это нужно ?

Избирательная лень воспитывается с детства: «постель заправлять - мама заправит, посуду мыть - мама помоет». Люди выросли, стали взрослые, пришли в церковь, говорят: «Зачем мне молиться, пусть пастор молится за меня; подойду, пусть за меня помолятся. А с этим пусть лидер разбирается, на то он и поставлен лидером».

Матфея 25:14-30 Это всем известная притча о талантах. Господин уезжая, «призвал рабов, и поручил им имение свое. Одному дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов, пошел, употребил их в дело и приобрел, другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета».

Господин пришел и потребовал отчет. Мы все будем давать отчет Господу о том, что мы делали на земле, чем мы занимались, чтобы нам не было стыдно за бесцельно прожитую жизнь.

20-22стихи: «И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов, и говорит: «господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них ». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего».

22-23стихи: «Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин, ты дал два таланта мне, вот другие два таланта я приобрел на них ».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего».

24-25стихи : «Подошел получивший один талант и сказал: « Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл твой талант в земле; вот тебе твое» .

Остановимся и попытаемся посчитать, что же дал им господин? 5 талантов на то время это было тридцать тысяч динаров. Ученые пишут, что 30 тысяч динаров это была зарплата за 82 года работы. Два таланта зарплата за 33 года работы, один талант - за 16 лет работы. Это мало или много? Кто бы хотел, чтобы тебе сразу за 16 лет работы выдали зарплату дорогой? Но неверный раб был недоволен.

Ленивые люди все время чем-то недовольны: все - не так, и не эдак. Потому что лень - это разбойник. Лень делает человека нищим, скудоумным. Если взять среднюю зарплату в месяц 10 тысяч рублей - это 120 тысяч в год. За 16 лет это 1,92 млн. рублей. За 82 года 9,84 миллионов. Конечно, добрый и верный раб вошел в радость господина, и господин был рад и раб рад. Господин еще говорит: «Я тебе еще пять талантов даю». Вот что значит «рука прилежных обогащает».

Поэтому у нас должно быть правильное отношение, мы должны все делать как для Господа. Господь это видит: «Молодец, добрый и верный раб, войди в Мою радость, Я даю тебе умножение». Принцип Бога: «Верный в малом, над многим тебя поставлю ».

Откуда господин знал, кому сколько давать? Видимо, он не первый раз давал им задания, и он видел кто, как относится и как исполняет. И мы должны понимать то, что дал нам Господь: Он дал нам жизнь, время, способности, силы, помазание. Иногда мы говорим: «Господи, что ты мне дал?». Он нам много чего дал. Не посмотри как тот неверный раб, который не ценил то, что ему дал господин. Написано, что все получили по силе. Следовательно, они уже показали себя в работе: как они работают, действуют, как они исполняют поручения своего Господина. Он уже видел, как они работали раньше. У некоторых людей какие-то непонятные иллюзии, я ничего не буду делать, и, вдруг, у меня все будет. Я не буду молиться, но у меня все получится. Такого не бывает.

Русские пословицы и поговорки о лени:

Лежа пищи не добудешь.

Леность наводит бедность.

Трудись не ленись, да Богу молись.

Не станешь нуждаться в гроше, и будет легко на душе.

Кто не ленив пахать, тот будет богат.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Глаза боятся, да руки делают.

Кто рано встает, тому Бог дает.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Без дела жить, только небо коптить.

На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрешь.

У ленивого, что на дворе, то и на столе.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ему уже и лениться-то лень.

Превзошел сам себя. По этому поводу есть одна история.

«Учительница задала детям задание в классе, написать сочинение на тему «Лень». Ученики написали, сдали тетради, она проверяет работы. И вот она открывает тетрадь, одна страница чистая, другая страница чистая, вся тетрадь чистая. И она ставит пятерку. Как хорошо он эту тему освятил. Ему уже и лениться то лень ».

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Любишь кататься люби и саночки возить.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

Хорошо сказано. Народная мудрость не появилась просто ниоткуда. Люди наблюдали - кто, как живет, и почему у одного есть, а у другого нет. Народ все подмечал, поэтому пословицы и поговорки говорят очень ярко, просто и доходчиво.

Дочитаем историю о талантах.

25-28 стихи : «И, убоявшись, пошел, скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый и ленивый раб («лукавый» с еврейского переводится «хитрый» . «Ленивый» еще означает «слизняк» ), ты все знал. Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов». Господь хочет, чтобы наша жизнь была благословенная, и мы были благословением для других. Если мы приносим много плода, мы прославляем Отца нашего Небесного.

С другой стороны, казалось бы, какая несправедливость, забирать последний талант у человека. Господь же благой и милостивый. Но это был дан не первый шанс этому лентяю, а последняя попытка, та милость, которая была оказана ради милости: «Вот, я тебе даю шанс, попробуй, изменись, исправь свое положение». Но человек ничего не захотел менять в своей жизни.

29 стих : «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет ». Лень отнимет. Бедность придет, разбойник придет, все заберут, поэтому не ленись.

30 стих: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плачь и скрежет зубов. Сказав это, Иисус возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит »

Я хочу подробней поговорить, куда его выбросят. Иерусалим окружен стенами, за этими стенами была помойка, так вот таких людей обычно связывали и выбрасывали вместе с мусором на помойку. А по ночам на помойку приходили львы. Написано, что дьявол ходит как рыкающий лев, ищет кого поглотить. А кого он может поглотить? Лодыря. Считали, если лев не съел человека, значит, Господь его помиловал.

Мы обычно выбрасываем то, что нам не нужно. Нам нужно выкинуть лень на помойку. Лодырь все время себя успокаивает, немного поспишь, немного полежишь, немного сложив руки посидишь. Вот и придет бедность в виде льва.

Враг использует лень как стратегическое оружие. Иисус сказал, посмотрите на народ. Они как овцы рассеянные, потому что нет пастыря. Далее Он говорит, что жатвы много, а делателей мало. Мало, кто хочет трудиться. Нам нужно исправиться прямо сейчас, увидеть свои проблемы, где корень и в чем их причина, чтобы избавиться и освободиться от этого.

Если вам что-то трудно делать, вы должны смотреть не на трудность работы, а на результат, что будет после того, как вы это сделаете. Если у вас окна грязные, вы представляете, если я помою окна, так будет красиво, хорошо смотреть мне в окно, так будет прекрасно.

Труд должен иметь мотивацию, чтобы мы вдохновились. И даже если вам что-то не нравится делать, вам нужно найти в этом что-то хорошее, увидеть результаты. Если у вас какая-то плохая черта характера, она вас всегда подводит, всегда у вас с этим проблемы, возьмитесь за работу, разберитесь с этим, Господь дает силу для этого.

Облекитесь Господом и могуществом его силы. У нас нет этой силы, но Бог дает нам эту силу, но нам надо увидеть результат. Когда мы на огороде что-то садим, мы видим результаты своего труда. Мы видим то, ради чего мы это делаем.

Бог сказал: «Я благословлю дела ваших рук» . Поэтому увидьте эти результаты, которые сделают вас другими людьми. Бог за нас уже все сделал. На кресте Он сказал: «Совершилос ь». Вот это и есть вера - уверенность в невидимом. Ты должен увидеть глазами веры конечный результат, но к этому ты должен приложить усилие, ведь написано, что вера без дел мертва. Поэтому когда мы верим, мы видим результаты, но мы также и делаем.

Не нужно ходить около огорода и молиться на языках: «Расти, расти, расти, много расти. Я повелеваю - умножение, умножение. Я связываю сорняки». Мы иногда так и поступаем, мы такие духовные, что у нас все само собой вырастает. Конечно, нам надо верить и молиться, но если я ничего не посеял ничего и не вырастет. Что ты посеешь, только это ты можешь и пожать.

Если что-то не изменилось в твоей жизни, значит в эту сферу ты ничего не посеял. Но когда ты посеял, тебе дальше нужно вырывать сорняки, поливать, пока не появиться плод. Поэтому нам нужно постоянство и, еще раз, постоянство, пока ты не увидишь результаты. Возьми ответственность. Мы уже достаточно много знаем, нам осталось только применять это в своей жизни.

Мы смотрели фильм о Реформации, там был епископ Грабовенко.

Он сказал: «Вот когда только пришла свобода в Россию, у нас было на одну колонку пять человек, готовых ее понести, а сейчас проблема. У нас пять нужд и один человек на них ». Почему возникла эта проблема? Потому что враг знает, как остановить церковь.

Господь смотрит на нас, на наше сердце, на то, как мы реагируем на это слово. От нас зависит, как будет распространяться Царство Божье, как мы будем сеять Слово, как будем молиться, поклоняться Богу, как будем проповедовать, как будем заботиться о новообращенных и так далее? Много работы в царстве Божьем, поэтому нужны делатели.

Молитва.

Господь, мы благодарим Тебя за новый дух в нашей жизни, Твой Святой Дух ободряет нас, укрепляет нас и показывает нам, что нужно исправить. Господь, Ты сказал: «Вы познаете истину, истина сделает нас свободными», чтобы мы отказались от старых пословиц, поговорок, которые унижали и насмехались над теми людьми, которые работают.

Господь, Твое слово говорит, что именно работа во славу Твою принесет благословение, она меняет нас. Мы не созданы для безделья. Когда Ты создал Адама, Ты посадил его в Эдемском саду, чтобы он возделывал его и охранял. Боже, мы благодарим Тебя за благословение, которое Ты даешь нам. Ты даешь нам все, чтобы мы служили Тебе с радостью.

Мы не рабы, мы Твои друзья, мы Твои соработники. И все, что мы делаем, мы хотим делать как для Тебя, Господь. Мы это делаем перед Тобой, и мы благодарим за понимание, откровение, благословение, мы благодарим Тебя, Дух Святой, за Твое помазание, которое учит нас, назидает, исправляет нас, во Имя Иисуса Христа! Аминь!

Вряд ли можно назвать страстным человека, впавшего в уныние. Страсть – это сильное желание, а в состоянии апатии и делать то ничего не хочется. Православные священники предупреждают: уныние и лень- это не только сильная страсть, но и , незаметно подтачивающий душевные силы человека.

Лень и вовсе многими не считается грехом: со стороны кажется, что от нее и вреда то нет. Лентяй безобиден, всерьез его не осудят. Но в православии указывают на связь нежелания трудиться и уныния, как тождественных состояний.

Как и почему появляется грех лени?

В нашей культуре принято при жизненных неурядицах испытывать негативные чувства. И правда, чему можно радоваться, когда возникают проблемы в семье или на работе? А когда в дом приходит беда, это совсем неуместно.

Если похоть, гнев, обжорство обществом осуждается, то депрессивный человек ещё и бонусы получает в виде жалости от окружающих.
Если рассмотреть причины появления апатии, можно увидеть взаимосвязь уныния и лени.

В состоянии подавленности у человека пропадает уверенность в своих силах и возникает неверие в Божественный промысел из-за лени. Пропадает мотивация что то менять, тоже из-за лени, наступает ощущение бессмысленности жизни.

Говорят, что трудолюбию учатся три года, а ленивым становятся за три дня. Если долго проводить время в праздности, подтворствовать этой вредной привычке, очень сложно взять себя в руки снова и перестать лениться.

Духовная лень – смертный грех

Отчаяние закрадывается в душу даже глубоко верующим людям. Наступает нежелание читать молитвы, участвовать в церковной жизни, а лень мешает ходить в воскресенье в храм и .

При этом внешне их не назвать ленивыми – люди стремятся заниматься чем угодно, лишь бы не духовными практиками. Такой самообман гораздо страшнее, чем просто нежелание делать физическую работу.

Совет. От лени очень хорошо помогает молитва. Почувствовали лень в каких-то делах? Встали перед иконой и начинайте молиться Александру Римскому и от депрессии Святому Тихону!

Конечно, следует отличать нерадивость от состояния опустошенности, оно может быть вызвано физической усталостью, переизбытком информации и эмоциональным выгоранием. В последнем случае нужно обязательно просить помощи у специалистов, духовных отцов или близких людей.

Последствия душевной хвори

Последствия “безобидных” чувств далеко не невинные:

  • Халатное отношение к труду может стать причиной гибели людей.
  • Беззаботность в финансовых делах приводит к краху предприятия.
  • Нежелание создавать отношения приводит к разводу.
  • Депрессивные состояния – прямой путь к психосоматическим заболеваниям, коих львиная доля от общего числа всех недугов: онкологические и сердечно-сосудистые.


Как обрести силы для жизни?

Чтобы отличить лень от усталости нужно выяснить причины негативного состояния, быть внимательным и честным по отношению к себе. Работе над собой надо учится не только христианам, но и каждому, кто хочет повысить качество жизни и избавиться от лени. Лучшие молитвы от лени – это молитва Александру Римскому и молитва от депрессии Святому Тихону.

И психологи, и отцы православной церкви считают помощь ближнему спасением от лени и депрессивных состояний. Оглянитесь, вокруг столько обездоленных. Бессмысленно жалеть людей, читая сводки новостей.

Может быть, в соседней квартире есть кто-то, кто нуждается в помощи. Даже простое мысленное пожелание счастья и добра ближним может улучшить состояние апатии.

Если нет сил и веры, все равно нужно молиться. Даже небольшая, но постоянная работа над собой, терпение и постоянное принуждение к труду помогут победить страшное искушение ленью, ведущее иногда к непоправимым ошибкам.

Про лень вы наверняка много слышали и знакомы с ней лично. Я не встречала ни одного человека, кто бы не сталкивался с ней или не пытался бороться. Но чаще всего все эти попытки ни к чему не приводят. Вы продолжаете лениться и мучиться угрызениями совести, а порой даже и не мучиться, а просто морально «разлагаться».

Что же делать в этом случае? Как прийти в хорошее состояние и реализовать все свои задумки?

Для начала предлагаю Вам разобраться с тем, какие виды лени встречаются и что с ними можно сделать.

Виды лени

1. Физическая лень

Предлагаю в первую очередь рассмотреть именно этот тип лени. Он наиболее заметный для нас. Когда вы сталкиваетесь именно с ним, то прекрасно ощущаете упадок сил, физическое недомогание, вы сильно устаёте на работе или просто в бытовых делах. В голове у вас куча идей и желаний, но физически Вы просто не можете осуществить все свои задумки.

Решение : преодолеть можно это состояние очень просто – физические нагрузки, отдых, солнце, правильное питание, дыхательные и энергетические практики.

Самое главное здесь нужно восстановить физическое состояние и энергетический баланс. Тогда все свои идеи можно легко реализовать.

2. Эмоциональная лень

В этой ситуации мы просто не можем радоваться миру, красоте. Наш ум блуждает бесцельно в течении дня где угодно (социальные сети, просто по интернету без определённой задачи), мы находимся постоянно в состоянии депрессии и тоски. Получается, что мы тонем в болоте своих печальных и серых мыслях.

Решение: здесь нам поможет эмоциональная встряска, экстримальный спорт будет идеальным решением. Эмоциональный взрыв вытолкнет вас из этого состояния. На этом заряде мы можем продолжить двигаться дальше.

Но самое интересное, что первые 2 вида лени являются просто следствием главной причины – духовной лени.

3. Духовная лень

В этом состоянии человек не нашёл смысла жизни, он не знает главного – зачем он живёт и в чём его предназначение. Нет пути, по которому человек осознанно мог бы двигаться, зажигаясь одним лишь видением главной цели в жизни. Ведь все наши действия лишь шаги на пути именно к ней.
Также этот тип лени может возникнуть, если Вы занимаетесь не тем, чем вам хотелось бы.

Когда у нас нет жизненной идеологии и высокой миссии, у нас появляется и эмоциональная и физическая лень.

Что же с ней сделать, если мы никак не можем найти тот самый смысл ради, которого хотелось бы просыпаться рано утром и зажигаться?

И тут, предстоит немного потрудиться, дело не из лёгких.

Предлагаю Вам одну очень эффективную практику по выходу из духовной лени.

Практика для поиска своей главной цели

  • Нужно выделить себе один выходной, чтобы была возможность побыть одной.
  • В первой половине дня нужно устроить себе приятное времяпровождение, для полного насыщения удовольствием. Это может быть спа-салон, массаж, прогулка по красивым местам, короче говоря, всё то, от чего Вы кайфуете. Просто доставьте себе приятное получение кайфа (конечно же без каких-либо психотропов или алкоголя).

  • После этого вернитесь домой, если вы были вне его, и нарядитесь для самой важной встречи с главным человеком в вашей жизни – с самой собой.
  • И теперь самое главное, возьмите несколько листов бумаги и ручку. Сядьте за стол и начните писать ответ на один вопрос «Какая цель всей моей жизни?» .

Пишите всё, что Вам приходит в голову, даже самый как вам покажется бред. Когда у вас закончится первый лист бумаги, возьмите его и выбросите. Теперь берём ещё один и продолжаем писать дальше. Второй тоже можете выбросить. Ведь всё что сначала всплывает в голове – это не важно, и может быть лишь наносное или логичное.

После убирания этого мусора пойдут самые нужные мысли.
Продолжайте писать. Скорей всего, нужное вы найдёте в самом конце этой практики, когда уже не останется мыслей на эту тему.

Проделайте это и вы увидите, как поменяется ваша жизненная идеология, вы приобретёте смысл для осознанного пути в жизни.

Ну и конечно, не верьте мне, а лучше проверьте на себе. Так будет намного больше результатов.

Если остались вопросы, то пишите их в комментариях к этой статье.

С любовью к Вам, Марина Данилова.

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Итак, слово «лень» - это пассивность воли человека, нежелание желать, расслабление души и дряхлость ума, как говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Так вот, авва Исаия говорит так: «Леность и нерадение - это упокоение в веке сем».

То есть когда человек предается лени и нерадению, он хочет успокоиться, найти покой в энергиях, в вещах, в мыслях, которые находятся и принадлежат этому миру. Т.е. упокоение плоти, упокоение плотского мудрования, когда человек пытается найти такую точку в своем существе, чтобы ни в чем себя не напрягать. Просто быть спокойным, ничего не делать, а получать за это всяческие блага. И сегодня сама философия современной жизни в принципе такова: минимум труда, максимум прибыли. Соответственно, это приводит, конечно же, к большим духовным перекосам.

Леность и нерадение - это порок или черта характера?

Святые отцы конкретно говорят о том, что лень и нерадение - это даже не просто грех, это настоящая пагуба для человеческой жизни, которая делает из человека какое-то полено, безвольное, слабое, неразумное существо.

Соответственно, все прекрасно понимают, что лень и нерадение - это настоящая погибель для человека, особенно погибель в духовной жизни.

Причины этих грехов, откуда они происходят:

    Первая причина - это страсть чревоугодия , основная из страстей, о которой мы с вами много говорили.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода», золотое правило, как монахи говорят, после этого лени не будет. Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Потому что после пресыщения человек может физически работать, и неплохо даже, а работать духовно человек уже не сможет.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что леность происходит от обременения чрева, когда чрево обременено, и от множества дел. Интересную он добавил фразу, которая сегодня у нас упразднена. Мы все сегодня наоборот пытаемся так много сделать и там, и там, везде успеть. На самом деле именно после этого рождается леность. Потому что человек и там, и там - везде пытается успеть, растрачивается, ничего не достигает, разочаровывается, и из-за этого всего у него рождается уныние, после которого происходит лень.

    Вторая причина - страсть уныния - одна из самых греховных страстей, которая рождает леность.

Преподобный Ефрем Сирин так и говорит: «Леность без причины называю унынием и беспечностью, т.е. нерадением». То есть когда бывает у человека действительно усталость, ему лень потому что он устал, он парализован потому, что он действительно устал, перетрудился; или у человека скорбь, потерял супругу, допустим, или какого-то близкого человека, горе какое-то и т.п.

Бывает парализация человеческой жизнедеятельности, что человеку от внутренних состояний ничего неохота делать, он просто пребывает в некоторой лени такой, хотя это тоже плохо, но тем не менее она оправданна и этому есть причина. А когда без причины, то это конкретно происходит от уныния и беспечности.

    И третья страсть, которая рождает грех уныния , - это тщеславие. По какой схеме это происходит? Тщеславие рождает такой грех, как многоглаголание и празднословие. Почему человек много говорит? Потому что тщеславие пытается человека заставить всегда что-то делать, чтоб на него обращали внимание.

Поэтому многоглаголание расхищает человека полностью, когда наговоришься, наосуждаешься, напразднословишься, в душе потом такая пустота, и после этого греха приходит грех лени по закону духовной жизни. Приходит лень, и человек находится в расслабленном состоянии и не сконцентрирован. Потому что празднословие расхищает сокровище души человека, т.е. те плоды духовные, которые он в себе собирает.

«Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», - говорит преподобный Ефрем Сирин.

Признаки этих грехов:

    В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки - сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени.

    Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, - ан нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону - завтра, всё завтра.

    Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело - ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план, и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё, помимо калымов, хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда - целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того, что нужно.

    Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота - признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того, чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того, чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах.

    Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть, в принципе, все мы - нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще: «Кто его придумал?!» - восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение - это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.

Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:

1) Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, ты конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.

2) И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его.

Взаимосвязь грехов.

Отчего происходит нерадение и леность - какая из страстей происходит от другой?

У Святых отцов в разных источниках говорится о том, что как нерадение происходит от лени, так и лень происходит от нерадения, - круговая порука этих грехов. Т.е. они друг друга поддерживают и друг друга питают. Человек поленился - после лени у него идет нерадение ко всему. Человек вознерадел в каком-то деле - после этого к нему приходит лень, он расслабляется и становится полностью негодным ни на какое доброе дело.

Пагубное влияние этих греховных страстей:

    Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, - говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то - лежит, подошел, что хочешь - вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать. Вначале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов: «А как это сделать?», «Да я не смогу».

    Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение - это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.

    Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать - настолько его воля парализована.

    И всё это, в конце концов, приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.

    По учению преподобного аввы Исаии, лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость.

Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек - он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни - он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь.

И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного.

Как бороться с этими грехами:

    Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие - одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце.

    Внимательная молитва, по возможности - продолжительная по силам

    Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться.

    Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас.

    Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния.

    Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать.

    Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или - не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.

    И ещё очень хорошее средство, испытанное средство - это чтение Святых отцов об этих страстях - о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.

Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое - творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.

Лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавится от этих грехов.

Откуда берется лень? Что ждет ленивого в будущем? Как избавиться от этого порока? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Батюшка, грешен, лень одолевает.

Так борись с ней.

Не могу, отче, ленюсь.

Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» - всего лишь повседневное оправдание обыкновенной . Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной - нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела.

Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца.

Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа.

Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает.

Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно:

Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое - долги отдавать. Второе - за престарелыми родителями ухаживать. Третье же - Богу .

По сути, невыполнение этих трёх вещей - серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться.

Духовная лень - вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия - только красивая книга на полке, а икона - украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками.

Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года.

Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) - отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень.

Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9).

От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен:

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32).

Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться…

Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и , часто - симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени.

В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность.

Итог печален:

Лень, отвори, сгоришь!

Сгорю, но не отворю…