Не частный случай. Льготы родителям и вдовам погибших военнослужащих срочной службы Едв трудоспособным вдовам погибших военнослужащих

Женщинам, потерявшим супруга при различных обстоятельствах, нужна дополнительная поддержка от государства. Федеральные и региональные нормативные акты устанавливают льготы для вдов, мужья которых умерли или погибли во время ВОВ, аварии на ЧАЭС, во время несения военной службы. Компенсации вдовам предоставляются в виде льгот в сфере медицины, социальной сфере и в форме скидки на оплату услуг коммунальных служб.

Компенсации вдовам участников ВОВ

Если вдова участника Великой Отечественной Войны повторно выходит замуж, она утрачивает право на получение льгот.

Несмотря на то, что на законодательном уровне для вдов участников и ветеранов ВОВ установлено множество преференций, на практике женщины получают не так уж много поблажек. Закон позволяет данной категории вдов получать следующие льготы:

  1. Оплату проезда в городском и пригородном транспорте. Данная льгота утверждена только в Москве и Санкт-Петербурге.
  2. Единовременное пособие. Средства могут быть перечислены, например, в День Победы, во время иного праздника, в день какого-либо регионального торжества.
  3. Возможность переселения в дом престарелых без ожидания очереди.
  4. Обслуживание без очереди в поликлинике, за которой был закреплен супруг.
  5. Скидку в размере половины стоимости ЖКУ.
  6. Регулярные пособия (обычно 500 рублей в месяц), сумма которых зависит от заслуг мужа и региона его проживания (для вдов, чьи супруги участвовали в боях с Финляндией, в период ВОВ, с Японией).
  7. Право и дальше состоять на учете для получения жилья, если супруги до смерти мужа уже стояли в очереди.
  8. Дополнительные льготы, утвержденные местными властями.

Несмотря на то, что сами участники боев будут погребены за государственный счет, вдовам такой преференции не полагается – после смерти вдову участника боевых действий похоронит семья.

Какая пенсия выплачивается вдовам

Вдовы, потерявшие супругов во время Великой Отечественной Войны, которые не вступили в повторный брак, могут оформить 2 вида пенсионных выплат – страховую по возрасту и по потере кормильца. Помимо пенсии, вдова получает различные виды социальной помощи, ежегодно индексируемые ежемесячные выплаты.

Если военный умер после участия в боях, вдова не может претендовать сразу на 2 вида пенсий – ей полагается только пенсионная выплата по возрасту (трудовая) и ежемесячное пособие.

Куда обращаться вдове участника боевых действий

Чтобы получить право на социальные гарантии, полагающиеся вдове участника боев, женщина сперва должна обратиться в региональное отделение УСЗН для оформления статуса вдовы военного. С собой нужно будет взять:

  • заявление о присвоении статуса;
  • паспорт РФ;
  • свидетельство о смерти супруга (или извещение);
  • свидетельство о заключении брака;
  • фото для удостоверения вдовы;
  • удостоверение участника ВОВ супруга (при отсутствии документа нужно подать запрос в военкомат).

Когда статус вдовы участника боев получен, нужно обратиться за выплатами в местное отделение Пенсионного Фонда. Специалисты ПФР расскажут обо всех положенных льготах. В УСЗН затем нужно оформить сертификат на улучшение жилищных условий, а также скидку на ЖКУ. Из документов в УСЗН понадобятся:

  • удостоверение вдовы участника ВОВ;
  • паспорт РФ;
  • выписка из домовой книги;
  • технический паспорт на квартиру;
  • квитанции об оплате коммунальных услуг.

Компенсации вдовам пострадавших при аварии на ЧАЭС

Все льготы, на которые имели право мужчины, пострадавшие при аварии на Чернобыле или при участии в ликвидации последствий катастрофы, будут после их смерти предоставлены женам.

Вдовы, чьи супруги пострадали от радиации при аварии на ЧАЭС, ежемесячно получают денежную компенсацию на приобретение продуктов питания в сумме 592 рублей 27 копеек. Также они могут претендовать на следующие преференции:

  • предоставление жилья в порядке очереди на улучшение жилищных условий (если постановка на учет состоялась до 2005 года);
  • скидку в размере половины стоимости ЖКУ;
  • компенсацию за погребение мужа.

За получением компенсации и льгот обращаться нужно в УСЗН. При себе необходимо иметь следующие документы:

  • заявление о выплате компенсации;
  • паспорт РФ;
  • свидетельство о смерти супруга;
  • заключение военно-врачебной комиссии или эксперта о связи между кончиной мужа и лучевой болезнью, приобретенной на ЧАЭС.

Пенсионные выплаты вдовам военнослужащих

В настоящий момент размер пенсии вдове военного составляет 7 тысяч рублей. Данная выплата является выплатой по случаю потери кормильца. Данная пенсия выплачивается, если супруг являлся: служащим офицерского состава, прапорщиком, мичманом, военнослужащим по контракту, сотрудником налоговой полиции, таможни, пожарной службы, органов внутренних дел, генеральной прокуратуры. Для получения данного вида пенсии необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • супруг погиб при исполнении служебных обязанностей;
  • супруг умер в течение 3 месяцев и более после ухода в запас из-за травмы, которая была получена во время несения службы;
  • супруг умер после того, как начал получать военную пенсионную выплату;
  • вдова не имеет иного источника доходов помимо пенсии умершего мужа;
  • вдова воспитывает несовершеннолетних детей или содержит недееспособных лиц (иждивенцев) после смерти мужа.

Компенсации вдовам военного пенсионера по потере кормильца

Пенсия по потере кормильца для вдов военнослужащих индексируется на 2% каждый год.

Из-за того, что военнослужащие часто меняют место службы, супруги не могут устроиться на работу, а потому по достижении пенсионного возраста у них не имеется трудового стажа, а значит, пенсия будет маленькой. Поэтому вдова имеет право продолжать получать военную пенсию своего умершего супруга в полном объеме. Военная пенсия выплачивается:

  • по инвалидности;
  • за выслугу лет;
  • семьям погибшего военнослужащего (супруге, детям до 18 лет, иждивенцам).

Размеры пенсионных выплат по потере кормильца следующие:

  • 150% пенсии военного, если супруг получил заболевание в ходе несения службы;
  • 200% пенсии, если умерший получал травму в ходе исполнения служебных обязанностей, которая стала причиной его кончины;
  • 3 692 рубля 35 копеек , если речь идет о военнослужащем по контракту;
  • 40% от суммы довольствия, если супруг был офицером и умер из-за травмы, полученной во время службы;
  • 30% от суммы довольствия, если супруг-офицер умер во время службы.

Компенсации вдовам сотрудников МВД

Вдовы сотрудников МВД получают пенсии, надбавки, льготы и социальные выплаты наравне со вдовами военнослужащих. Кроме того, единожды в год они получают компенсацию стоимости проезда в оба конца к могиле мужа или к месту нахождения санаторно-курортного учреждения.

Ежемесячно вдова сотрудника МВД получает детское пособие на каждого несовершеннолетнего ребенка, а также компенсацию оздоровительного отдыха детей. Если семья умершего желает переехать, ей компенсируется провоз 20 тонн багажа и стоимость билетов на поезд (или иной транспорт кроме самолета).

Законодательные акты по теме

Указ Президента от 30.03.2005 РФ № 363 О выплате вдовам участников боевых действий регулярных пособий
Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ О ветеранах
Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Типичные ошибки

Ошибка: Вдова участника Великой Отечественной Войны претендует на получение льгот и пособий после заключения нового брака.

Советский районный суд г. Тулы

Советский районный суд г. Тулы - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Тулы в составе

Председательствующего Бездетновой А.С.,

При секретаре Карманниковой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/11 по искам Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны,

У с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются родителями и женами военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащего производится с нарушением действующего российского законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает им ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5, в то время как обязан производить начисления и выплаты с 01.01.2005 года. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1.08.1989г. № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты.

Конституционный суд РФ в своем определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П установил, что взаимосвязанные положения статьи Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату матерям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Они обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлениями, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ответах УПФ РФ в г. Туле отказало в пересмотре размера ЕДВ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.

Полагают, что УПФ РФ (ГУ) в г.Туле нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим российским законодательством размере с момента его нарушения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 814 рублей 07 копеек.

В ходе рассмотрения дела истцы, уточнили свои исковые требования, просили суд признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 039 рубля 98 копеек; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле судебные расходы в сумме 3000 рублей.

В судебное заседание истцы не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенностям – Фалдина А.В. и Морозова А.А. заявленные исковые требования не признали, указав на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ 04.04.2007 г. № 331-ОП не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1. Ф3 «О ветеранах» участникам ВОВ. К вышеуказанному кругу лиц относятся родители и жены: военнослужащих, погибших при защите СССР, военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, умерших военнослужащих, признанными инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, и заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г.

Данное определение Конституционного суда вступило в силу 04 апреля 2007 года. При этом порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 г.). С указанного момента положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. , п. 2 ст. и ст. Федерального закона «"О ветеранах» должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

С момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч.1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Устинова Л.П. и Щербаха Н.И. как вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ

Гибель или смерть детей и супругов истцов наступила до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у Устиновой Л.П. погиб супруг Устинов Н.В. – ДД.ММ.ГГГГ, у Щербаха Н.И. – погиб супруг Щербаха В.М. – ДД.ММ.ГГГГ

Истцы обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответов УПФР в г.Туле указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцам в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с указной даты с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной военной службы военнослужащих, не оспаривается и с ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота им предоставляется.

Разрешая заявленные истицами требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, а также давая оценку выводам УПФР в г.Туле, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему.

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.

Председательствующий подпись А.С.Бездетнова

Жизнь и здоровье военнослужащих подлежит обязательному страхованию за счет средств Министерства обороны. Это значит, что за любое повреждение здоровья, связанное с исполнением служебных обязанностей, застрахованному выплачивается компенсация. В случае смерти офицера или «контрактника» государственная поддержка полагается членам его семьи.

Это значит, что вдовы военнослужащих льготы получают за счет средств Фонда социального страхования.

Законодательное регулирование

Правовое обеспечение освещаемого вопроса происходит на федеральном и региональном уровне. Основными нормативными актами являются:

Какие льготы и пособия положены вдове военнослужащего в 2020 году

Законы устанавливают, какие дополнительные выплаты положены вдове военного. К ним относятся:

  • военнослужащего;
  • пособие по потере кормильца;
  • некоторые социальные льготы;
  • вторая пенсия (действует в отношении жен военных пенсионеров);
  • пенсия по возрасту при наличии стажа не меньше 15 лет.

К данному списку можно отнести право вдов героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 36 410 рублей.

Порядок выплаты пособия по потере кормильца

Материальная поддержка полагается в равной степени вдове, ребенку или лицам, находившимся на иждивении покойного. Пособие выплачивается из средств государственного бюджета. Его размер определяется исходя из таких факторов, как:

  • заработная плата умершего, включая базовый оклад и надбавки за звание, выслугу, «вредность» и др.;
  • показатель повышения за службу сверх положенной выслуги.

Документы

Для оформления льготы в части получения пособия вдовам военных потребуются:

  • паспорт (для несовершеннолетних заявителей не обязательно);
  • вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина без вести пропавшим (при наличии);
  • свидетельство о браке (если заявителем является ребенок, то необязательно);
  • справки об инвалидности или иные документы, дополнительно подтверждающие статус «льготника» (прилагаются только при их наличии);
  • справка из учебного заведения (если пособие оформляется на имя обучающегося в ВУЗ е или СУЗ е);
  • СНИЛС;
  • паспорт банковского счета, куда будут перечисляться средства;
  • военный билет или другие документы, подтверждающие, что умерший состоял в рядах ВС РФ;
  • заключение военно-врачебной комиссии о том, что гибель наступила в результате осуществления служебных обязанностей;
  • справка ЗАГС об отсутствии у заявительницы зарегистрированного брака.

Заявление с приложенными документами передается в местное подразделение Пенсионного Фонда и рассматривается в течение 10 рабочих дней. При положительном решении вдове назначается пенсия со дня смерти супруга, дата обращения не имеет значения.

Важно! и его размер определяется причинами смерти военнослужащего. Если умерший офицер получил инвалидность в ходе несения службы, то его вдова будет получать 50% от его заработной платы. Если смерть наступила в результате повреждения здоровья, полученного в ходе боевых действий, то размер пенсии составит 40% от прижизненной зарплаты военного. Вдовам офицеров, которые совместно с супругом проживали в пределах Крайнего Севера, также полагается увеличенное пособие.

Вторая пенсия вдовы военного

Вдова погибшего военнослужащего пенсионера имеет право на льготы в виде дополнительного пенсионного обеспечения.

Этот вид выплат полагается вдовам военных пенсионеров, которые при жизни реализовали права на получение «гражданской» пенсии по старости или инвалидности. Именно она является дополнительной, так называемой «второй» пенсией. Для ее оформления женщина должна обратиться в ПФ Р. Чтобы получить государственную пенсию необходимо подать заявление в Министерство обороны или военный комиссариат по месту своего проживания.

В обе указанные инстанции направляются одни и те же документы:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти военнослужащего, ушедшего на пенсию;
  • если при жизни пенсионер являлся инвалидом, прилагается соответствующая справка;
  • свидетельство о браке;
  • реквизиты банковского счета для начисления средств.

Если женщина сама имеет группу инвалидности, то данный список дополняется подтверждающим документом. Нередко работники Пенсионного фонда требуют сведения о причинно-следственной связи между функциональными обязанностями бывшего офицера и наступившей смертью.

Срок рассмотрения обращения в МО и ПФР – 10 дней. После чего уполномоченные комиссии обеих инстанций принимают решение о назначении двойного пенсионного обеспечения. Право на него сохраняется даже при повторном замужестве.

Социальная поддержка

Кроме денежных пособий, государство предоставляет льготы вдовам военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, в ряде социальных областей. Что касается льгот по налогам для вдовы умершего военнослужащего, то таковых в 2020 году не планируется.

Компенсация оплаты ЖКХ

Начисление компенсации на коммунальные расходы вдовам военнослужащих происходит на основе уже оплаченных квитанций. Вдовам офицеров, погибших в ходе боевых действий, полагается возмещение 50% расходов.

Бесплатный проезд

Речь идет не о ежедневном проезде в общественном транспорте. Данная льгота предусматривает возможность женщины и еще двух членов семьи посетить места гибели и захоронения офицера один раз в год за счет государства. При условии, что эти места находятся на территории России. Также компенсируется проезд в санаторий или другое место для восстановления здоровья, назначенное врачом.

Медицинское обслуживание

Вдова военнослужащего имеет право на льготы по медицине. В частности, после смерти супруга за ней и совместно проживающими членами семьи сохраняется возможность бесплатного лечения и реабилитации в ведомственных медицинских заведениях (госпиталях, санаториях, курортах), а также право на обеспечение лекарствами по назначению лечащих врачей.

Что касается льготных путевок в санатории, то государство компенсирует 50% от их стоимости. Вторую половину все же придется заплатить самостоятельно. Для оформления путевки заявку подают в Региональный департамент по санаторно-курортному обеспечению Министерства обороны. Она рассматривается в течение 30 рабочих дней. После чего заявительнице вручается решение о предоставлении льготы.

Обеспечение жилплощадью

За вдовой и другими совместно проживающими близкими родственниками умершего сохраняется право на жилье, которое они занимали при жизни главы семьи. В течение всего срока проживания эти лица не могут быть выселены. Руководство воинской части или муниципалитет не имеют права перевести их в жилище с меньшей площадью или иным образом ухудшить условия проживания.

Женщина имеет право на жилищную субсидию в том размере, которая при жизни полагалась бы ее супругу, при условии, что он был участником НИС, и его выслуга составляет 10 и более лет. Также государство возвращает выплаты, внесенные военнослужащим в рамках участия в НИС.

Вопрос о ежемесячных денежных выплатах родственникам погибших военнослужащих, на который пыталась ответить (см. номер от 1.07.2010 г.), остается открытым.

В редакционный материал вкралась неточность - связанная с противоречивостью правового положения этих льготников: выплаты в рамках одной категории различаются в 2,5 раза, причем их размер нередко определяют суды, вынося в одинаковых случаях противоположные решения.

Попали в окружение

Коллизия складывалась 20 лет. Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Потом появился Закон РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года - но статус родителей и вдов чиновники фактически определяли по советским нормам. А вот в 2004 году, с выходом Закона "о монетизации льгот", членов семей военных приравняли уже к ветеранам боевых действий - менее защищенной группе льготников. Путем корректировки ФЗ "О ветеранах": задним числом. До 16 января 1995 года (включительно) для них "стали" актуальны нормы 1989-го, после - 2004-го.

Итак, до монетизации родные погибших получали одинаковые наборы льгот, установленных для участников ВОВ. Теперь же ветеранам Великой Отечественной начали выдавать по 1050 рублей в месяц, а членам семей погибших военнослужащих - по 150. Плюс соцпакет стоимостью 450 рублей, которым было трудно воспользоваться.

18 вдов военных из Воронежа эти правила оспорили. Вера Уварова, председатель областного движения жен погибших военнослужащих, дошла до Конституционного суда. В определении по ее делу (№ 331-О-П от 4 апреля 2007 года) сказано: если жены военнослужащих до 2005 года получили и реализовали право на льготы согласно советскому закону - то ЕДВ меньшего, чем для участников ВОВ, размера им назначать нельзя.

Выходит, родители и вдовы, имевшие до монетизации "большие" льготы (независимо от даты гибели сыновей и мужей), должны получать и "большие" ЕДВ - сегодня это 2547 рублей. Но автоматическое увеличение выплат Пенсионный фонд произвел не всем. Многим выдают 1019,7 рубля (аналог тех 150+450). Дискуссии об этом с участием КС РФ завершились разъяснением: члены семей военнослужащих, погибших или умерших после 16 января 1995 года, к участникам ВОВ не приравнены.

Этой позиции придерживается и отделение ПФР по Воронежской области, судя по ответу начальника отдела социальных выплат Ирины Болквадзе:

С принятием ФЗ "О ветеранах" Закон СССР от 1 августа 1989 года утратил юридическую силу. Однако из определения Конституционного суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П следует, что родителям и женам погибших военнослужащих, которым ранее предоставлялись льготы на основании указанного Закона СССР, установление ЕДВ следует производить в размере не ниже, чем для участников Великой Отечественной. При этом юридически значимым является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступившей до вступления в силу Закона "О ветеранах" (то есть до 16 января 1995 года), при указанных в Законе СССР обстоятельствах.

Вера Кобелева, Елена Чепик и Елизавета Шведова, чьи мужья погибли в начале нулевых - до монетизации, получали натуральные льготы как участники ВОВ и после определения КС по делу Уваровой ждали перерасчета. Через три года отправились в суд. "В областном нам сказали: для вдов, которые обратились в КС, сделали исключение, а вам не положено. Разве Конституция существует для нескольких человек? - удивляются женщины. - Многие наши девочки начинали судиться, но сдались, проиграв в первой инстанции. Мы пойдем до конца".

Дело принципа? Во многом. Но и материальную его сторону не стоит преуменьшать. Обе женщины остались вдовами с двумя несовершеннолетними детьми ("Муж погиб в апреле, выплаты детям стали приходить с октября. Моей зарплаты не хватало, бутылки собирали", - вспоминает Елизавета). Обе служили в армии, позже были вынуждены уволиться. Пенсии по случаю потери кормильца получать рано, гражданские специальности забыты - устраивались на работу, как говорит Елена, по принципу "куда возьмут". В итоге оклада даже на оплату квартиры и коммунальных счетов не хватает.

Приходится слышать: почему вдовы военных ждут от государства денег, их мужья знали, на что шли. Да, но они думали, что в случае чего их родные не будут брошены, - произносит Елена. - Военные мотались по "точкам" с семьями. Быт никакой, зачастую - угроза для жизни. И теперь мы за копейки бьемся…

…Если бы они выиграли суд, компенсации по ЕДВ с 2007 года составили бы около 70 тысяч рублей.

Огонь на себя

По наблюдениям юристов всероссийского фонда "Право Матери", перерасчеты ЕДВ были сделаны в 90 процентах случаев. Но до сих пор борются за свои права родители тех, кого не стало в январе 1995 года - в разгар чеченской кампании. Военные гибли каждый день, а их смерти волей законодателя сделались качественно разными.

Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой - буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, - рассказала юрист фонда "Право Матери" Анна Мукасеева. - Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января. В таких случаях в Калмыкии, Удмуртии и Владимирской области им не назначали ЕДВ как участникам ВОВ. Мы обратились в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда, и вопросы для этих регионов были решены. Сложнее, когда военнослужащие считались пропавшими без вести. Суды, устанавливая их личность, "назначали" датой смерти дату вынесения своего решения. Приходится это оспаривать.

Еще одна проблема - Пенсионный фонд делал перерасчет ЕДВ с 4 апреля 2007 года, когда было вынесено определение КС, а не с 1 января 2005-го, когда началась монетизация. Отсудить компенсации за "выпавшие" годы удалось, по словам Мукасеевой, в Москве и Зеленограде: "По Гражданскому кодексу право восстанавливается с момента его нарушения".

Иногда ПФР отказывается начислять ЕДВ родным погибшего под предлогом того, что по документам он не погиб, а умер. Но обосновать тождественность этих понятий в суде вполне реально.

Регионы иногда приходится буквально пробивать - кассационными и надзорными жалобами. Часто причина в неправильно составленном иске. Собираясь судиться без помощи юристов - семь раз отмерьте! Услышали на суде непонятное слово - запишите и сразу попросите перенести заседание на другой день, чтобы разобраться, - объяснила Анна Мукасеева. - Ваш проигрыш может стать плохим прецедентом для региона.

Инициатива

На фоне отдельных побед общая несправедливость еще заметнее. В некоторых субъектах Федерации (Свердловская область, Санкт-Петербург) введены меры поддержки для родственников тех военных, что погибли после 16 января 1995-го. Но это не решает проблему в реальном масштабе.

Юристы фонда "Право Матери" предлагают внести изменения в пункт 4 статьи 23.1 Закона "О ветеранах" (указанные ниже суммы подлежат индексации и на данный момент изменены):

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
<...>

2) участникам Великой Отечественной войны, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - включить] - 2 316 рублей;
<...>

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, <...> членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - исключить], а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей.
Это предложение поддержал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Оно направлено в Госдуму и ряд инстанций, обладающих правом законодательной инициативы.

Прямая речь

Вероника Марченко, председатель правления фонда "Право Матери":

После принятия Конституционным судом определения по жалобе Веры Уваровой категория "члены семьи погибших военнослужащих" разделилась: одни получают 2547,6 рубля, другие - 1019,7 рубля. Разница ощутимая и, по нашему мнению, недопустимая. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию прав по каким-либо обстоятельствам. Тем более - как здесь, внутри одной категории населения. Дата 16 января 1995 года разделяет вооруженный конфликт в Чечне и на прилегающих к ней территориях, длившийся с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Пока ФЗ "О ветеранах" не изменен, de jure члены семей военнослужащих, погибших в период действия Закона "О ветеранах", могут получать социальное обеспечение только по статье 21 (которая устанавливает меньший размер ЕДВ). Но de facto они не должны быть дискриминированы.

Справка "РГ"

Фонд "Право Матери" с 1990 года бесплатно консультирует родственников военнослужащих, погибших в мирное время на территории России и СНГ, и представляет их интересы в судах.

До 2005 года социальная поддержка родных и семей погибших либо пропавших без вести военнослужащих осуществлялась выделением натуральных льгот, как проезд на общественном транспорте бесплатно, выделение лекарств, освобождение от некоторых налогов. Принятие, так называемого Закона о монетизации льгот, позволило заменить некоторые натуральные льготы ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ) или ежемесячными денежными компенсациями при потере кормильца военнослужащего. Например, компенсация расходов на жильё семьям погибших военнослужащих.

Кто имеет право на получение компенсации

Членами семьи погибшего военного, которым полагается выплата, при потере кормильца являются:

  • вдовы либо вдовцы, не зарегистрировавшие повторный брак;
  • дети несовершеннолетнего возраста;
  • совершеннолетние дети, получившие инвалидность до достижения совершеннолетия;
  • дети-студенты, возраст которых менее 23 лет;
  • другие члены семьи, которые находились на иждивении.

Подходы к назначению ежемесячной выплаты

ЕДВ родным погибшего военного назначается на основании следующих признаков:

  1. Имущество, доходы погибшего, умершего военнослужащего были единственным источником существования претендующих на ЕДВ родственников, детей.
  2. Оказание помощи своим родственникам было постоянным действием, и оказывалась постоянно и по доброй воле. То есть выделяемые средства были основным источником существования.

Эти факты требуют особого подтверждения и зачастую вызывают много проблем при назначении ЕДВ родным погибшего военнослужащего.

Матерям, отцам, вдовам приходится доказывать характер, размеры материальной помощи военного, наличие детей, которые оказывали либо могли оказывать помощь.

Для подтверждения следует прикладывать соответствующие документы:

  • талоны почтовых переводов,
  • расчетные листы к денежному аттестату,
  • копии исполнительных листов.

При невозможности установить нахождение на иждивении по причине отсутствия необходимых документов приходится обращаться в судебные органы либо, отправив заявление в прокуратуру, после чего прокурор может возбудить дело.

Документы для подачи заявления на выплату

Для получения ЕДВ при потере кормильца на ребёнка военного, либо на других членов семьи, необходимо в территориальное отделение пенсионного фонда предоставить пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • для ребенка документ о рождении либо об усыновлении, с информацией о гражданстве, установленной инвалидности (при наличии), старше 18 лет – подтверждение о получении образования в очной форме;
  • удостоверение либо справка установленного образца, подтверждающие факт гибели военнослужащего;
  • копия брачного свидетельства;
  • реквизиты счета.

Право на получение ежемесячной денежного пособия на детей погибшего военнослужащего, как и остальных членов семьи, дается при наличии справки, установленной формы, либо удостоверения. Для получения последнего необходимо обратиться в органы пенсионного обеспечения с документами:

  • справка, удостоверяющая военную службу погибшего;
  • свидетельство о смерти погибшего;
  • свидетельства, подтверждающие родство с погибшим;
  • справка, удостоверяющая право на пенсию по причине гибели кормильца.
Ежемесячная денежная компенсация на детей погибшего военного, на вдову (вдовца), других родственников выплачивается в установленном законом порядке территориальным отделением ПФР, размер выплаты индексируется ежегодно.
Сроки для принятия решения по ЕДВ

Ежемесячная денежная выплата на родных погибших военнослужащих, а также на детей назначается с момента подачи заявления.

Решение о назначении, размере ЕДВ должно быть вынесено не позже десяти дней после обращения.

При отказе в удовлетворении просьбы заявителя, сотрудники пенсионного фонда обязаны за пять дней уведомить обратившегося заявителя, указав причины отказа, порядок обжалования и возвратив все документы.
Нюансы социальной поддержки

До сих пор не устранены некоторые противоречия в объеме социальной поддержки для семей военнослужащих, проходивших службу и погибших до 1995 года и после него. В несколько другой ситуации находятся семьи погибших военных, которые ушли из жизни ранее этой даты. На них распространяется ряд льгот, которыми обеспечиваются участники ВОВ, хотя и эти льготы значительно уступают льготам, предназначенным ветеранам.