Презентация на тему "Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения"

«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. В. Солоухин «Камешки на ладони»


По словарю Ожегова: девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.


три формы девиантного поведения: 1. Антисоциальное поведение 2. Асоциальное поведение 3. Аутодеструктивное поведение


Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.


Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство; Беспорядочные половые связи; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика


Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен, Алкоголизм, Суицид.


факторы риска Семья Наследственность Проблемы в подростковом возрасте Отсутствие прочных социальных связей.


Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.


конституционная предрасположенность - Поражение нервной системы в родах - Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии…. - Физические дефекты - Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика


Взаимоотношения со сверстниками - Конфликтное отвержение со стороны сверстников - Вымогательства денег, давление, шантаж; - Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения - Принуждение совершать поступки против воли.


Школа – один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков - Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; - Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; - Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми - В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;


Педагог должен знать: Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений Факторы риска, формирующие девиантное поведение Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние

Что должны знать
участники образовательного процесса по
работе с детьми девиантного поведения.
Формы девиантного (отклоняющегося) поведения
(основные линии нарушений)
Факторы риска
Причины отклонений
Алгоритм действий по профилактике ДП
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Основные направления работы с девиантными детьми
Основные направления работы с родителями
Основные направления работы с педагогами
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
Модели пропаганды здорового образа жизни
Модели профилактики злоупотребления ПАВ

Девиантное (отклоняющееся) поведение –
это
Устойчивое поведение личности,
отклоняющееся от наиболее важных
социальных правил и норм общества
и причиняющее реальный ущерб
обществу или самой личности.

Формы
девиантного
(отклоняющегося) поведения:
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное
поведение

Формы отклоняющегося поведения:

1. Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам
и угрожающее социальному порядку и
благополучию окружающих:
Насилие над более младшими и слабыми
сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.

2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностны

2. Асоциальное поведение –
Уклонение от выполнения морально-нравственных
норм, принятых в обществе, угрожающее
благополучию межличностных отношений:
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство.
Беспорядочные половые связи
Настенные надписи и рисунки
непристойного характера
Ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение- Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личност

3. Аутодеструктивное поведениеПоведение, отклоняющееся от медицинских и
психологических норм, угрожающее целостности и
развитию личности:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.

Белая шляпа - раскрываете из ситуации только факты, в
виде схемы событий, проявляя полную беспристрастность;
говорите только о чувствах, обсуждаете, какие эмоции вы
испытали при анализе ситуации;
Черная шляпа – Попытайтесь увидеть в ситуации самое
плохое, неприятное, составьте список негативных событий;
Желтая шляпа – Вы анализируете и записываете только
положительные события;
Зеленая шляпа – Творчество. Отразите ситуацию
творчески;
Синяя шляпа – Сделайте выводы из ситуации, какой
жизненный урок преподает эта ситуация.
Сначала мы устанавливаем факты, затем исследуем
чувства, и в итоге делаем выводы.

Линии нарушений
Нарушения в поведении
Нарушения в общении
Нарушения в обучении
Нарушения в самосознаниии

Факторы риска:
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом
возрасте
Отсутствие прочных
социальных связей

Причины отклонений

Причины отклонений
Необразованные
родители
Низкий уровень
нравственности
семьи
Жестокое отношение
родителей к детям
Неадекватное воспитание
и низкий контакт
родителей с детьми
Семья
Семейные конфликты
Высокий уровень стресса
Злоупотребление
родителями
алкоголем и наркотиками
Очень большая семья
Асоциальные, психически
больные родители
Нестабильная семья
Отсутствие родителей

Причины отклонений
Поражение
нервной системы
в родах
НаследственностьРождение
от наркомана
или алкоголика
Конституционная
предрасположенность
Проблемы
с психическим
и физическим
здоровьем
Физические дефекты
Предрасположенность
к психическим
заболеваниям

Межличностный стресс, связанный с учебой

Взаимоотношения со
сверстниками
Конфликтное
отвержение со стороны
сверстников
Вымогательства денег,
давление, шантаж;
Неоднократные мучения,
оскорбления, угрозы,
запугивания; унижения
Принуждение совершать
поступки против воли
Учителя, учеба
Обвинение ребенка во всех
проблемах и трудностях;
Негативное отношение
учителя к ребенку высокой
степени выраженности;
Тенденция постоянных
придирок и приписок
ребенку негативных
характеристик;
Несправедливое отношение к
ребенку в сравнении с
другими детьми

Деструктивное поведение:
плохая успеваемость;
акты жестокости;
употребление/злоупотребление ПАВ;
ранний/незащищенный секс;
проблемы с психическим здоровьем;
суицидальные попытки;
агрессивность
нежелание соблюдать социальные нормы;
проблемы эмоционального характера;
неспособность адекватно выражать свои
чувства;
неспособность преодолевать стресс;
проблемы во взаимоотношениях с людьми;
низкая самооценка.

Отсутствие прочных социальных связей
(семья, школа, соседи);
постоянное
желание восставать против чего-
либо;
непризнание авторитетов;
сильное стремление к независимости;
отчужденность;
ощущение собственного провала;
чувство безнадежности;
потеря уверенности в себе;
неспособность устанавливать близкие
отношения;
подверженность влиянию со стороны
сверстников.

Диагностика. Алгоритм действий:

1.
Групповое изучение класса (сбор информации об
отклонениях – заполнение матрицы)
2.
Диагностика нарушений и заполнение
диагностической карты
Анализ полученных данных и выявление
отклонений.
Определение основных направлений работы по типу
нарушения (проблемы в обучении, поведении,
самосознании, общении);
Работа с детьми всех участников образовательного
процесса
Работа с детьми, родителями, педагогами
Применение в работе с детьми основных приемов
психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка
программы развития.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1-й этап
1. Групповое изучение класса

заполнение матрицы)

Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях –
заполнение матрицы)
Группы критериев
МЕДИЦИНСКИЕ
Критерии,
определяющие
«Группу риска»
Имеют хронические
заболевания внутренних
органов
Проблемы с органами зрения
Часто и длительно болеют
Состоят на учете у
невропатолога, психиатра
Перенесли сложные
медицинские операции
Перенесли стресс

Групповое изучение класса

(Продолжение)
СОЦИАЛЬНЫЕ
Вновь прибывшие
«Отверженные» в классе
Не определились с выбором
профессии (выпускники)
Имеют стойкую неуспеваемость
УЧЕБНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Прогуливают, пропускают уроки
без уважительных причин
Остались на повторный курс
обучения
Обучаются в 1 классе
Обучаются в 5 классе

Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Продолжение
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
Имеют стойкие нарушения
поведения (нарушение режима)

со сверстниками
Трудности во взаимоотношениях
с учителями
Трудности во взаимоотношениях
с младшими детьми
Повышенная тревожность
Склонность к вредным
привычкам (курение, алкоголь)
Склонность к суициду
Склонность к воровству
Склонность к побегам
Нарушение влечений

2-й этап
Диагностика нарушений
и заполнение диагностической
карты

диагностическая карта

3-й этап
Анализ полученных данных
и выявление отклонений.
Применение и заполнение
различных методик

4-й этап
В обучении
Проблемы
В поведении
В самосознании В общении
Направления работы

5-й этап
Планирование
индивидуальной и групповой
работы с детьми

План работы
с ребенком на месяц
Ф. и. ребенка
________________________________________
Месяц _______________
Направления
работы
Групповая
работа
Ответств
Индивидуал.
работа
Ответств
Отметка о
выполнении
,
примечания

Модели профилактики:
Работа
Зам. по ВР
Родители
Работа
социального
педагога
Я - ребенок
Работа
психолога
Работа
классного
руководителя

6-й этап
Реализация плана работы.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия

Основные приемы психологопедагогического воздействия
Проявления доброты, внимания и заботы;
Просьба
Поощрение
Авансирование личности
Прощение
Проявление огорчения
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверие
Вовлечение в интересную деятельность
Моральная поддержка

7-й этап
Анализ динамики развития.
Корректировка программы
развития

Основные направления работы с девиантными детьми

Нарушения в обучении:
Оказание учителямипредметниками индивидуальной
методической помощи ребенку в
преодолении учебных трудностей
до уровня полного восприятия
материала, пока ребенок не
почувствует успех

Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении

1.
Индивидуальная работа классного руководителя с
родителями и ребенком;
2.
Проведение часов общения, бесед, практикумов по
проблемам поведения
3.
Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного
представления о себе, уверенности в себе, волевых
качеств посредством включение ребенка в КТД класса,
школы с последующей положительной оценкой его
деятельности. Использование специальных упражнений
на повышение уверенности в себе в групповой работе
для демонстрации положительных качеств.
5.
Организация групп педпомощи для всесторонней
помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений

Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении

Основные направления работы
с девиантными детьми
1.
Нарушения
в
общении
Проведение классных часов по
формированию навыков конструктивного
общения
2.
Проведение бесед-практикумов по
ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К
САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия
эмоционального напряжения и
агрессивности
3.
Организация системы поощрений при
применении навыков общения

Нарушения в самосознании

Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в самосознании
Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития
навыков ЗОЖ;
Формирование в ребенке устойчивого позитивного
представления о себе через поиск таких видов
деятельности, где бы ребенок мог почувствовать
ситуацию успеха
Формирование навыков ответственного поведения
через включение в КТД, школьное самоуправление;
Развитие трудовых навыков как важного средства
формирования личности посредством включения в
трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ВОСПИТАНИЯ
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ,
ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО
АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ

Основные направления работы с педагогами

1.
Проведение тренингов по овладению
навыками саморегуляции, обучению снятия
эмоционального напряжения
2.

обучению навыкам эффективного
взаимодействия
3.
Организация педагогических советов по
обсуждению линий поведения в построении
взаимодействия с девиантными детьми.
4. Организация системы поощрений при
улучшении линий поведения ребенка

Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по
профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:
пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по
предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и психологопедагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
организация и обеспечение социально-психологической, педагогической
помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении
в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их
заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих
программ, направленных на предупреждение девиантного поведения
несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные
организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего
образования.

Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:
работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье;
обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе;
методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы
переживать ситуацию успеха;
нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных
эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и
отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и
сосредоточения;
тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным
трудностям;
разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей,
формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства
ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности,
умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе
и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные
трудности через труд и волевое усилие над самим собой.

Профилактическая программа
«Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор»
Авторы программы
к. пс. н. Романова О.Л., к. пс. н. Колесова Л.С.

Профилактические программы:
"Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа
для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский.
"Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В.,
Зуева С.П., Нижегородова М.Н.
"Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского

"Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
комитета образования, 1997 г.
"Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
комитета образования, 2003г.
"Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики"
(11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э.
"Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими
психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий)
Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
Программа «Здоровье» Касаткин

Слайд 1

Заседание методического объединения классных руководителей Руководитель: Кальмина Татьяна Владимировна

Слайд 2

Тема: «Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения»

Слайд 3

Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Слайд 4

Предпосылки асоциального поведения

Слайд 5

Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте

Безнадзорность учащихся - Азартные игры - Сквернословие - Курение, алкогольная зависимость - Отклонения в сексуальном развитии ребенка - Ложь - Неврозы

Слайд 6

Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): - ребенок плаксив и раздражителен - непоседлив - часто ссорится с другими детьми - капризничает за столом - долго не засыпает - не может одеваться самостоятельно - не может слушать других, постоянно перебивает - не доводит начатое до конца - характерны перепады настроения, вспышки гнева - принимает поспешные решения - возникают проблемы с успеваемостью - проявление эгоизма - проблемы с милицией - психология наплевательства - сквернословит - выкрикивает с места на уроках - низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона»,- это про них - выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка - бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных - они плохо успевают, необщительны

Слайд 7

Дети «группы риска» -

категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних

Слайд 8

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: - пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); - устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, - - - сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими; - отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей; - алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

Слайд 9

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:

Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; - дети из асоциальных семей; - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; - дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации

Слайд 10

Профилактика девиантного поведения

Слайд 11

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

Слайд 12

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Слайд 13

Основные цели профилактики:

Формирование желания вести здоровый образ жизни и сокращение доли детей и молодежи, охваченной асоциальными проявлениями; - Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; - Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Создание мощных сетей социальной поддержки(семья, друзья, досуговые центры и т д). - Формирование навыков справляться со стрессами; - Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения - Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные

Слайд 14

Информационный подход

основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

Слайд 15

Социально-профилактический подход

в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Слайд 16

В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления:

Меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне

Слайд 17

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми; - организацию детского досуга. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. - информационно-просветительскую работу.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Определение девиантного поведения Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, проявляющееся в нарушении общественно-принятых норм или нанесении ущерба себе, общественному благополучию или окружающим людям. Психология потребителя Экономическая ситуация Девиантное поведение подростков

3 слайд

Описание слайда:

Признаки девиантного поведения Отклонение от общепринятых норм, требований. Многократное или длительное повторение. Отрицательная оценка окружающих. Индивидуальное своеобразие противоправного или аморального характера.

4 слайд

Описание слайда:

Уровни девиантного поведения Преддевиантный синдром: семейные конфликты, агрессивный тип поведения, отрицательное отношение к учебному процессу, антисоциальные нормы поведения, низкий уровень интеллекта. Докриминогенный уровень: нарушение норм морали, мелькие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, уклонение от общественно-полезной деятельности. Криминогенный уровень: уголовно-наказуемые деяния.

5 слайд

Описание слайда:

Формы девиантного поведения Гиперкинетическое расстройство Недостаточная настойчивость при умственном напряжении. Переключение с одного занятия на другое, не завершая дела. Импульсивность, безрассудность. Склонность к несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям. В отношениях со взрослыми нет дистанции. Заниженная самооценка.

6 слайд

Описание слайда:

Формы девиантного поведения Несоциализированное расстройство Антисоциальное и агрессивное поведение, грубость, жестокость, индивидуализм, неконтролируемая ярость, вспышки гнева Вымогательство, драчливость, хулиганство, разрушительные действия, поджоги. Нет продуктивного общения со сверстниками, изолированность от них, отвержение друзей. В отношениях со взрослыми проявляется жестокость, несогласие, непослушание, сопротивление авторитетам

7 слайд

Описание слайда:

Формы девиантного поведения Расстройство поведения, ограничивающееся семьей Антисоциальное, агрессивное поведение (грубость, протест) по отношению к ленам семьи. Воровство, порча имущества, жестокость, поджоги дома.

8 слайд

Описание слайда:

Формы девиантного поведения Социализированное расстройство Стойкая асоциальность поведения (лживость, уходы из дома, воровство, прогулы учебных занятий, вымогательство, грубость). Состоят в группе асоциальных сверстников. Стойкая агрессивность (у общительных подростков). Со взрослыми представителями власти – плохие отношения. Вызывающие действия с симптомами тревоги (боязливость, страхи, навязчивость, переживания) или депрессии (сильные страдания, утрата удовольствия, потеря интересов, безнадежность и самообвинения)

9 слайд

Описание слайда:

Формы девиантного поведения Делинквентное нарушение Проступки, мелкие провинности некриминального характера (угон транспорта, спекуляция, мошенничество, домашние кражи). Прогулы учебных занятий, хулиганство. Антисоциальные компании, вымогание денег, издевательство над слабыми и младшими.

10 слайд

Описание слайда:

Причины девиантного поведения Социально-педагогическая запущенность Глубокий психологический дискомфорт Отклонения в состоянии психологического и физического здоровья и развития Отсутствие условий для самовыражения Безнадзорность

11 слайд

Описание слайда:

Факторы риска Семейные факторы риска Индивидуальные факторы риска Факторы риска в обществе Факторы риска в группе сверстников Факторы риска в ОУ

12 слайд

Описание слайда:

Профилактика девиантного поведения Работа с родителями Направлениеработы Ответственные Организация профилактической работы Социальный педагог, методист по ВР Информационно-просветительская работа(лекции, семинары, беседы, родительские собрания с привлечениемспециалистов) Классные руководители, социальный педагог Диагностическая работа (выявление типасемейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и семье) Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Посещение неблагополучныхи неполных семей Классные руководители, социальный педагог Привлечение родителей к работе Совета по профилактике Классные руководители, социальный педагог Коррекционная работа (работас родителями и с другими членами семьи, совместная работа с родителями и детьми) Социальный педагог, педагог-психолог


Цель семинара: 1.Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса. Задачи: 1.Знакомство участников семинара с основами девиантного поведения; 2.Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий; 3.Формирование основных направлений работы; 4.Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия


Что должны знать участники образовательного процесса по работе с детьми девиантного поведения. Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений) Факторы риска Причины отклонений Алгоритм действий по профилактике ДП Основные приемы психолого-педагогического воздействия Основные направления работы с девиантными детьми Основные направления работы с родителями Основные направления работы с педагогами Формы и методы психолого-педагогического воздействия Модели пропаганды здорового образа жизни Модели профилактики злоупотребления ПАВ


Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.


Факторы, обуславливающие девиантное поведение Биологические факторы – это особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся генетические, психофизиологические и физиологические Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Социально-педагогические - дефекты школьного, семейного или общественного воспитания. Социально-экономические - социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность. Морально-этические - низкий морально- нравственный уровень современного общества.


Формы отклоняющегося поведения: 1.Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство и кражи Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.


2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство. Беспорядочные половые связи Настенные надписи и рисунки непристойного характера Ненормативная лексика








Высокий уровень стресса Жестокое отношение родителей к детям Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками Асоциальные, психически больные родители Отсутствие родителей Нестабильная семья Очень большая семья Семейные конфликты Неадекватное воспитание и низкий контакт родителей с детьми Низкий уровень нравственности семьи Необразованные родители Семья Причины отклонений




Межличностный стресс, связанный с учебой Взаимоотношения со сверстниками Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж; Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения Принуждение совершать поступки против воли Учителя, учеба Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях; Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми


Деструктивное поведение: плохая успеваемость; акты жестокости; употребление/злоупотребление ПАВ; ранний/незащищенный секс; проблемы с психическим здоровьем; суицидальные попытки; агрессивность нежелание соблюдать социальные нормы; проблемы эмоционального характера; неспособность адекватно выражать свои чувства; неспособность преодолевать стресс; проблемы во взаимоотношениях с людьми; низкая самооценка.


Отсутствие прочных социальных связей (семья, школа, соседи); постоянное желание восставать против чего- либо; непризнание авторитетов; сильное стремление к независимости; отчужденность; ощущение собственного провала; чувство безнадежности; потеря уверенности в себе; неспособность устанавливать близкие отношения; подверженность влиянию со стороны сверстников.


Диагностика. Алгоритм действий: 1.Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) 2.Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты 3. Анализ полученных данных и выявление отклонений. 4.Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); 5.Работа с детьми всех участников образовательного процесса 6.Работа с детьми, родителями, педагогами 7.Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. 8.Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.












Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Группы критериевКритерии, определяющие «Группу риска» МЕДИЦИНСКИЕ Имеют хронические заболевания внутренних органов Проблемы с органами зрения Часто и длительно болеют Состоят на учете у невропатолога, психиатра Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стресс Фамилия, имя ребенка


Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) (Продолжение) СОЦИАЛЬНЫЕ Вновь прибывшие «Отверженные» в классе Не определились с выбором профессии (выпускники) УЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Имеют стойкую неуспеваемость Прогуливают, пропускают уроки без уважительных причин Остались на повторный курс обучения Обучаются в 1 классе Обучаются в 5 классе Фамилия, имя ребенка


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ Имеют стойкие нарушения поведения (нарушение режима) Трудности во взаимоотношениях со сверстниками Трудности во взаимоотношениях с учителями Трудности во взаимоотношениях с младшими детьми Повышенная тревожность Склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь) Склонность к суициду Склонность к воровству Склонность к побегам Нарушение влечений Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Продолжение


















Основные приемы психолого- педагогического воздействия Проявления доброты, внимания и заботы; Просьба Поощрение Авансирование личности Прощение Проявление огорчения Поручительство Убеждение Внушение Доверие Вовлечение в интересную деятельность Моральная поддержка




Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в обучении: Оказание учителями- предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех


Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении 1.Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком; 2.Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения 3.Создание комфортных условий ребенку в коллективе; 4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств. 5.Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений


Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении 1.Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения 2.Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности 3.Организация системы поощрений при применении навыков общения


Нарушения в самосознании Нарушения в самосознании Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ; Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты. Основные направления работы с девиантными детьми


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ


Основные направления работы с педагогами 1.Проведение тренингов по овладению навыками саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения 2.Организация педагогических советов по обучению навыкам эффективного взаимодействия 3.Организация педагогических семинаров по обсуждению линий поведения в построении взаимодействия с девиантными детьми. 4. Организация системы поощрений при улучшении линий поведения ребенка


Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних: пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании; создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого- педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения; оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей; обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних; выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.


Программа профилактики девиантного поведения включает в себя: работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье; обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе; методическую помощь в преодолении учебных трудностей; нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха; нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством; обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения; тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям; разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой; формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры; формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.


Заключение Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования и развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. На формирование девиантного поведения у подростков оказывают влияние социально- экономические условия. Подростки, занятые в дополнительном образовании наименее подвержены девиантному поведению, потому что, у них мало свободного времени.


Профилактические программы: "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский. "Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. "Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 2003г. "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики" (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э. "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Программа «Здоровье» Касаткин