Пути решения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Презентация "конфликты в подростковом возрасте" Среди негативных последствий конфликтных ситуаций

Cлайд 1

Тема № 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Учебные вопросы: 1. Сущность и содержание межличностного конфликта. 2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение. 3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 4. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

Cлайд 2

Cлайд 3

Предмет конфликта Процесс конфликта ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Межличностный конфликт - это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого Цель, мотивы, интересы, ценности, установки Цель, мотивы, интересы, ценности, установки «ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ ДИКТУЮТ ИХ ПОВЕДЕНИЕ С ТАКОЙ ЖЕ ВЛАСТНОСТЬЮ, КАК СИЛА ТЯГОТЕНИЯ - ДВИЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛ» (Б.Ф.Ломов) СКАНДАЛ ВРАЖДА ССОРА ВОЙНА ФОРМЫ 2

Cлайд 4

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБА СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТ «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО» - ЭТО ЗНАЧИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО: «ОСТАВЬ БЛИЖНЕГО В ПОКОЕ». И КАК РАЗ ЭТА ДЕТАЛЬ ДОБРОДЕТЕЛИ СВЯЗАНА С НАИБОЛЬШИМИ ТРУДНОСТЯМИ (Ф.Ницше) Ситуация: В период ухаживания Николай клялся, обещая Нине, носить ее на руках. Что произойдет, если ожидания Нины не оправдаются? КОНФЛИКТ 3 МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Cлайд 5

ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МУЖЧИНА – МУЖЧИНА: отец-взрослый сын, друг-друг, брат-брат (взрослые), коллега-коллега, начальник-подчиненный и др. МУЖЧИНА-ЖЕНЩИНА: начальник-подчиненная, муж-жена, коллега-коллега, любовник-любовница, отец-взрослая дочь, брат-сестра и др. МУЖЧИНА – РЕБЕНОК: отец-сын (или дочь), учитель-ученик, тренер-ученик и др. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Общение – главное условие выживания, а также обеспечение реализации функций обучения, воспитания и развития личности 4 Мужчина Женщина Ребенок Мужчина М+М М+Ж М+Р Женщина Ж+М Ж+Ж Ж+Р Ребенок Р+М Р+Ж Р+Р

Cлайд 6

ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ по Э.БЕРНУ Самый простейший процесс общения - это обмен одной транзакцией, по следующей схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта - пересекающиеся трансакции. конфликт конфликт конфликта нет конфликта нет 5

Cлайд 7

6 Предмет спора, столкновения, вражды и т.д. Состав и характеристики участников конфликта Место происхождения конфликта Стратегии и методы урегулирования конфликта 5. Затрагивают интересы не только субъектов, но и тех, с кем они непосредственно связаны отношениями 1. Противоборство людей происходит непосредственно, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву) 3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей как своих, так и оппонента 2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных 4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

Cлайд 8

ОБЪЕКТИВНЫЕ Ресурсно-материальные недостаток материальных средств; бытовая неустроенность Социально-отношенческие Использование служебного положения в личных целях; отношение начальник и подчиненный; отношение родителей и детей и др. СУБЪЕКТИВНЫЕ Возрастные, индивидуальные, половые особенности личности стремление к превосходству; разный жизненный опыт; разные представления о нравственных ценностях; способы поведения, агрессивность; эгоизм, грубость; нарушение обещаний; ожидание и реальное поведение и др. ВСЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СВЯЗАНЫ С ФРУСТРАЦИЕЙ И. ПЕРЕЖИВАЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 7

Cлайд 9

Принижение значимости роли человека, негативная оценка его поступков. Попытка обсуждения вопроса при негативных эмоциональных состояниях партнера Нарушение персонального физического пространства в ходе общения. Перебивание собеседника при высказывании им своего мнения. Подчеркивание разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера в общее дело. Придирки и угрозы. Проявление недоверия к партнеру, личной антипатии. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К КОНФЛИКТУ В КОНФЛИКТЕ ОБЫЧНО МЫ ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ ХОРОШО, А ДРУГОГО УЧАСТНИКА ПЛОХО. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНФЛИКТ МЫ ВОЗЛАГАЕМ НА СОПЕРНИКА. 8

Cлайд 10

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ «Демонстративные» Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. "Ригидные"- Слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. "Неуправляемые" Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее. "Рационалисты" - Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя. "Сверхточные" - Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни. "Безвольные" Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина". 9

Cлайд 11

10 агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы; вечные пессимисты - всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится всезнайки - считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство молчуны - спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно сверхпокладистые - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом нерешительные - медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом ложные альтруисты - якобы делают добро, но «носят камень за пазухой»

Cлайд 12

Cлайд 13

ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ Преобладает мнение, что притязания можно удовлетворить посредством переговоров. Сотрудничество преобладает. СПОР Вербальное принуждение. Сотрудничество и неприязнь чередуются. УГРОЗЫ Эскалация взаимных угроз. Стрессы. ДЕЙСТВИЯ Переход к действиям. Ложное толкование действий друг друга. Чувство неприязни преобладает. КОАЛИЦИИ Привлечение сторонников. Взаимное наклеивание отрицательных ярлыков УДАРЫ При нанесении взаимного ущерба меньший рассматривается как выигрыш. САМОУНИЧТОЖЕНИЕ Тотальная борьба. Преобладает мнение, что проигрыш другого является целью жизни. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА КОГДА ТЫ ГОВОРИШЬ, ТВОИ СЛОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛУЧШЕ МОЛЧАНИЯ (арабская поговорка) 11

Cлайд 14

12 Уход от разрешения конфликта. В этом случае вы воздерживаетесь от конфликта и стараетесь не говорить о нем. Результат - проигрыш/проигрыш, и конфликт не разрешен. Компромисс взаимные уступки обоих сторон путем получения частичного удовлетворения. Результат проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш и ни одна из сторон не получает полного удовлетворения. Конфликт не разрешен. Сотрудничество путем совместного разрешения проблемы. Результат - выигрыш/выигрыш и обе стороны будут удовлетворены процессом. Конфликт - разрешен Приспособление одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя и не расстраивать человека. Результат проигрыш/выигрыш и противоположная сторона получает удовлетворение, но конфликт не разрешен. Соперничество - подавление противоположного субъекта конфликта путем принуждения силой (или угрозой применения силы). Один из субъектов в этом случае занимает позицию: «Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать». Результат выигрыш/проигрыш и одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение. Конфликт не разрешен. При этом межличностные отношения в дальнейшем отсутствуют, и наступает физическое и психологическое страдание проигравшего.

Cлайд 15

«Я» Подчеркивание индивидуальности партнера «МОЕ ИМЯ» Обращение к собеседнику по имени (запоминание имени) «Я ХОРОШИЙ» Видение партнера в положительном свете «ПОЛ» Принятие во внимание особенностей мужской (женской) роли «Я БЫЛ-ЕСТЬ-БУДУ» Обращение к прошлому и будущему собеседника «КОМПЛИМЕНТ» Приятные слова, преувеличивающие какие-то достоинства, эффект внушения «Я ДОЛЖЕН» Адресация к долгу «Я ИМЕЮ ПРАВА» Уважение прав человека «ПОДДЕРЖКА» Обращение к личности ЧТО В СЕБЕ ЛЮДИ ЦЕНЯТ 13 «ЧТО Я ХОЧУ» Уважение достоинства, желаний, потребностей партнера

Cлайд 16

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 1. Дайте партнеру «разрядиться». При его агрессивности помогите ему снизить внутреннее напряжение, что-либо говорить ему бесполезно. Надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. 2. Попросите его спокойно высказать свои претензии. Спросите о фактах, доказательствах, а не о выражении эмоций. Людям свойственно путать факты и эмоции. 3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Спросите так, чтобы сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций переключить на положительные. Это может быть просьба о доверительном совете. Или неожиданный вопрос совсем о другом, не значимом для него. Можно напомнить о том, что связано с прошлым и было приятным. 4. Не давая партнеру отрицательных оценок, говорите о своих чувствах. «Я чувствую себя обманутым», но не «Вы меня обманули». Или «Я очень огорчен тем, как Вы со мной говорите», но не «Вы грубый человек». 5. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат. Проблема - это то, что надо решить, и ее надо отделить от эмоций. Отделите человека от проблемы и сосредоточьтесь на проблеме. Сконцентруйтесь на интересах, а не на позициях. Разговор на уровне позиций - это борьба сил. 6. Предложите партнеру высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Виноватых искать не надо, надо искать выход из создавшегося положения. Искать взаимоприемлемое решение. Оба должны победить. 7. Говорите тогда, когда партнер остыл. Держите паузы, пока партнер не остынет. Побеждает тот, кто не дает разгореться конфликту. 14

Cлайд 17

8. В любом случае «сохраните лицо свое и партнера». Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личность. Дайте оценку действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы не выполнили свое обязательство», но нельзя говорить: «Вы - необязательный человек». Должно быть соучастие. Партнеры должны чувствовать, что с ними считаются. Непонятый человек раздражается. 9. Уточните смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял...», «Вы сказали, что...», «Позвольте я перескажу, как я понял...». Это устранит недоразумения. Уменьшит агрессивность. 10. Сохраняйте позицию «на равных». Позиция «сверху» - начальственная, родительская, приказывающая, как должно быть. Позиция «снизу» - подчиненная, детская, также неэффективная. Позиция «на равных» помогает обоим быть на высоте. Можно использовать метод психологического сближения. Может оказаться, что у партнеров больше поводов для сближения, чем разъединения. 11. Ничего не надо доказывать. Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Пустое занятие. Надо просто установить общие точки зрения, и понять то, что разъединяет партнеров. 12. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться. Это обезоруживает партнера и вызывает уважение. 13. Замолчите первым. Не от партнера требуйте: «Замолчи!», «Прекрати!», а от себя. Добиться этого легко. Молчание позволит, выйти из ссоры и прекратить ее - не с кем ссориться. Но молчание не должно быть обидным для партнера. Если оно окрашено злорадством, то это вызовет агрессию. 14. Не давайте характеристик отрицательно-эмоциональному состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку!», «А чего ты бесишься?». Это увеличит конфликт. 15. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. 15

Cлайд 18

ФОРМАЛИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Таблица позволяет провести развернутый и в тоже время компактный анализ конфликта, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, но и партнера. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия. Проблемные вопросы Мои Оппонента Проблема Цели Препятствия Опасения Сильные стороны Возможность поддержки Недостающая информация Какую личную потребность удовлетворяю Эмоции Общее у оппонентов

Cлайд 19

Cлайд 20

17 Микро- и макросреда Тактика Стратегия Тактика Стратегия Конфликтное взаимодействие Субъект конфликта Мотивы, взгляды КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ПО ОЦЕНКАМ СПЕЦИАЛИСТОВ В 80-85% СЕМЕЙ ПРОИСХОДЯТ КОНФЛИКТЫ, А В ОСТАЛЬНЫХ 15-20% ВОЗНИКАЮТ ССОРЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВОДАМ Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов Мотивы, взгляды ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА Субъект конфликта

Cлайд 21

18 Конфликты между супругами Конфликты между родителями и детьми Конфликты между супругами и родителями каждого из супругов Конфликты между бабушками (дедушками) и внуками СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

Cлайд 22

19 Малая социальная группа личные, в большей части психологические качества супругов и особенности внутрисемейных отношений В самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы или как социального института заложены противоречия. А конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи. МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (в %) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства и др. Социальный институт влияние внешних субъективно-объективных условий: ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Cлайд 23

20 1-й кризисный период «УЗНАВАНИЕ» Я + Я = МЫ В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов – до 30% 2-й кризисный период «ПОЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ» В этот период меньше внимания уделяется мужу, больше ребенку, повышаются физические нагрузки 5-й кризисный период В этот период усиливается эмоциональная зависимость жены с переживаниями по поводу возможных измен мужа, стремление мужа проявить себя на стороне, «пока еще не поздно» (после 18-24 лет) 6-й кризисный период Связан с уходом из семьи последнего ребенка. Возникают конфликты из-за отсутствия общего дела – воспитание детей 3-й кризисный период «МОНОТОННОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» В этот период (7-10 лет) появляется дефицит чувств, наступает насыщение друг другом 4-й кризисный период В этот период наступает новый возраст любви, перенос энергии на деятельность, обнаруживаются разные взгляды на вещи (11-17 лет – пик разводов) КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В СЕМЬЕ Исследования показывают, что 67% жен критикуют мужа при знакомых, а 13% - даже очень часто. И только 31% жен не критикует своих мужей.

Cлайд 24

21 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ (исходя из частоты, глубины и остроты конфликтов) КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ (противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи) НЕВРОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ (здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей в ходе совместной жизни) КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ (между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение) ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ (характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар стабильности брака)

Cлайд 25

Неудовлетворенная потребность в самоутверждении Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе Эгоизм и завышенная самооценка у одного или у обоих супругов Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей или несовпадение взглядов на методы воспитания Различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов 22 разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента непонимание как результат нежелания вести диалог вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия ревность, супружеская неверность или половая холодность одного из супругов В БЫТУ РАСПРОСТРАНЕНЫ «ТРИ НЕВЕЖЕСТВА»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ СУПРУГОВ; ПОЛОВОЕ НЕВЕЖЕСТВО; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАЛОГРАМОТНОСТЬ (Ю.Рюриков)

Cлайд 26

23 СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Весь спектр причин семейных конфликтов: взгляды на семью, потребности, ожидания, взаимоотношения, дети, работа, отдых, быт и т.д. ПРИЧИНА КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ Издержки воспитания детей; ригидность семейный отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор ПРИЧИНА КОНФЛИКТ РОДСТВЕННИКОВ Авторитарное вмешательство родственников ПРИЧИНА ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ ИХ СУБЪЕКТОВ Ситуация: Галя, молодая жена, любила своего мужа, но не решалась отпускать его одного в магазин, не выпускала его одного для решения житейских проблем в доме, из-за боязни, что он задержится поболтать со смазливой соседкой. Вот так, дрожащими руками неуверенной в себе собственницы она держалась за своего мужа – Предложите решение ситуации: Решение: Заповедь «С любимыми не расставайся» неверна. Любить – значит отпускать на все четыре стороны. Но так, чтобы любимый знал: его ждут! ХОРОШО ПОДОБРАННАЯ ПАРА ТА, В КОТОРОЙ ОБА СУПРУГА ОДНОВРЕМЕННО ОЩУЩАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ В СКАНДАЛЕ. (Ж.Ренар)

Cлайд 27

24 ЦЕННОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Наличие противоположных интересов и ценностей. ПРИЧИНА ПОЗИЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в значимости «Я» одного из членов семьи ПРИЧИНА СЕКСУАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Психосексуальная несовместимость супругов ПРИЧИНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи) ПРИЧИНА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи ПРИЧИНА ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЧЕМУ БЫ И НЕ ЛЮБИТЬ СВОЮ ЖЕНУ? ЛЮБИМ ЖЕ МЫ ЧУЖИХ. (А.Дюма – сын)

Cлайд 28

25 Преждевременные извинения Отказ принимать борьбу всерьез Цепная реакция: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку Лицемерие – давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить Косвенное нападение (например, на кого-то или что-то дорогое для партнера, удар рикошетом) Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, попытки выйти из ситуации (лечь спать, отмалчиваться в ответ на упреки или жалобы) Нанесение удара ниже пояса (использование интимных знаний о партнере) «Подкоп» (намеренное создание у партнера чувства эмоциональной небезопасности, озабоченности и тревоги) Попытка объяснить происхождение чувств партнера Предательство (в трудной для партнера ситуации не встать на его сторону или присоединиться к нападкам на него) Выбор псевдоприспособлен-ческой тактики (притвориться, что соглашаешься с точкой зрения партнера ради кратковременного мира, и ради этого же загонять вглубь сомнения, негодования и т.п.) РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ЕСЛИ БЫ СУПРУГИ НЕ ЖИЛИ ВМЕСТЕ, УДАЧНЫЕ БРАКИ ВСТРЕЧАЛИСЬ БЫ ЧАЩЕ. (Ф.Ницше)

Cлайд 29

26 Обязательно объявляйте перерывы в борьбе и заполняйте их чем-то для себя приятным Ясно определите предмет борьбы Повторяйте каждый аргумент супруга своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и чтобы он услышал свои претензии со стороны Планируйте «схватку» на специально выделенное время, что бы не втягивать в борьбу окружающих Стремитесь полностью выразить свои чувства – как положительные, так и отрицательные. Не оставляйте ничего за душой, «на потом» Постарайтесь определить насколько глубоко каждый из вас прочувствовал свою «схватку» в борьбе. Это поможет понять, сколько вы можете уступить Всегда будьте готовы к новому этапу борьбы – интимная борьба более или менее непрерывна Определите, как каждый из вас может помочь другому в решении проблемы Постарайтесь оценить борьбу, сравнив новые знания, которые вы из нее вынесли, с ранами, которые она вам нанесла. Выигрывает, разумеется тот, чьи потери существенно меньше новых знаний Будьте предельно корректны, критикуя партнера, и обязательно дополняйте свою критику конструктивными предложениями по улучшению вашего партнера и вас самих КОНСТРУКТИВНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ЛЮБЯЩАЯ ЖЕНА СДЕЛАЕТ ДЛЯ МУЖА ВСЕ, ЗА ОДНИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ: ОНА НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАНЕТ КРИТИКОВАТЬ ЕГО И ВОСПИТЫВАТЬ. (Дж.Пристли) Вопрос 4 Особенности конфликтов между родителями и детьми

Cлайд 32

В природе нет такой семьи, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями Тип внутрисемейных отношений (гармоничный и дисгармоничный) Возрастной кризис детей (кризис первого года; кризис «трех лет»; кризис 6-7 лет; кризис полового созревания; подростковый кризис 15-17 лет) Личностный фактор (родителей и детей) 28 Деструктивность семейного воспитания (разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность действий родителей по отношению к ребенку; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение уроз, осуждений и наказаний Реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера) Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей) Реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями)

Cлайд 33

Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка) Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля) Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания) Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния Подкрепление словесных требований родителей обстоятельствами воспитательного процесса в отношении ребенка Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий. Интерес родителей к внутреннему миру детей, их проблемам, заботам, интересам, увлечениям и состоянию 29
  • Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.
  • Конфли́кт (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Внутриличностный конфликт
  • Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Внутриличностный конфликт
  • Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение - все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым - как правило, под влиянием сверстников.
Межличностный конфликт
  • межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;
Конфликт между личностью и группой
  • конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе - его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;
Межгрупповой конфликт
  • межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Конфликт «отцов и детей»
  • Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт..
Конфликт «отцов и детей»
  • . Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе.
Причины конфликтов
  • Борьба за лидерство
  • Примитивный тип общения
  • Психологическая несовместимость
  • Ущемление достоинства или амбиций.
  • Неподтверждение ролевых ожиданий.
Модель конфликта
  • Конфликтная ситуация
  • Инцидент
  • Конфликтное взаимодействие
  • Разрешение конфликта
  • Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон
  • Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
  • Конструктивное
  • Деструктивное
  • Пути разрешения конфликта
Пути разрешения конфликта
  • Конструктивные
  • Уступка
  • Компромисс
  • Сотрудничество
  • Деструктивные
  • Угрозы, насилие
  • Грубость и унижение
  • Разрыв отношений
  • Уход от проблемы
Функции конфликта
  • Позитивные
  • Развитие личности
  • Познание друг друга
  • Повышение авторитета
  • Психологическая разрядка
  • Негативные
  • Депрессия, угроза здоровья.
  • Ощущение насилия, давления.
  • Социальная пассивность.
  • Снижение качества деятельности.
Советы родителям и детям
  • Формируйте дружественные отношения. Очень Важно, чтобы в этом возрасте подросток почувствовал Вас не как родителя, а как друга, с которым можно поделиться своими тайнами, посоветоваться и просто пообщаться.
Советы родителям и детям
  • Больше общайтесь с подростком. Взрослые игнорируют детей в связи со своей занятостью, что отрицательно влияет на подростков. Дети занимаются собой самостоятельно, и это приводит к плохим последствиям. Что же делать? Старайтесь проводить больше времени в семье, распределять дела и досуг на выходные, чтобы всем было удобно и комфортно.
Советы родителям и детям
  • Никогда не сравнивайте детей с другими ребятами. Такая критика может понизить самооценку ребенка. Лучше поддерживайте и хвалите своего ребенка во всем и тогда он будет знать, что вы никогда не оставите его в трудную минуту, поддержите его во всех начинаниях. Подростки боятся обращаться за помощью к родителям и поэтому обращаются, к тем, кто, по их мнению, всегда поддержит и поймет. К сожалению, такие вещи не приносят плодотворных результатов, ведь есть риск попасть в плохую компанию..
Советы родителям и детям
  • Создайте благоприятную «погоду» в доме. Ведь дом – это крепость, где должны быть хорошие отношения между всеми членами в семье. Здоровые отношения и помощь друг другу помогут решить большинство ваших проблем.
Источники
  • : http://megabook.ru/

Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации. Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

Как известно, от двух до трех лет возникает масса конфликтов с ребенком, проявляющим большое упрямство в попытках доказать, что он может «сам» справляться со многими жизненными задачами.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет . К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников, смена игровой деятельности на учебную.

Другой классически «трудный» возраст - подростковый, связанный с самоутверждением и самореализацией личности на новом витке ее жизненного пути. Осложненный радикальной физической перестройкой организма, которая сопровождается повышенной раздражительностью и болезненно ранимым самолюбием, этот период может доставлять и самому подростку, и окружающим немало хлопот.Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками выделяются:

1. Конфликты дисциплины.

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики

Существуют и другие критические возрастные периоды (примерно через каждые десять лет), характеризующиеся специфическими проблемами и потребностями, которые порождают конфликты.

Например, возраст около сорока лет, особенно для мужчин, является временем перестройки психической жизни с переориентацией на более эмоциональные критерии взаимоотношений и личностного благополучия.

Люди в возрасте около шестидесяти лет нередко порождают и переживают проблемные ситуации, связанные с блокированием их важнейшей потребности в передаче их жизненного опыта.

В настоящее время в нашей стране довольно широко распространена геронтофобия (неприятие пожилых), которая принимает подчас гротескные формы. Например, ставятся жесткие возрастные ограничения при приеме на работу, иногда просто абсурдные.

Чисто возрастные особенности, пересекаясь с социальными, формирующими специфические черты поколений, их ценностные предпочтения, привычный уклад жизни и т. д., создают еще больший конфликтный потенциал - «Конфликт поколений».

Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации.

Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой могут возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет. К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников.

Приход в школу - одно из важнейших событий в жизни человека. Прежде всего, это включение в принципиально новую систему отношений с жёстким ролевым распределением, с заданными технологиями и чётко формализованной ответственностью, что означает есть установленные правила и есть вполне ясные и достаточно жёсткие санкции, непременно следующие не только вслед за их нарушением, но и за попытками невыполнения.

Для школьников младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний. Переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

У ребёнка младшего школьного возраста начинает формироваться и проявляться собственная позиция, собственное мнение, которое нередко противоречит мнению взрослого, но не достаточно навыков отстаивания этой позиции. В большей мере детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения. В конфликтной ситуации ребенок ждет от педагога помощи, поддержки. Но, к сожалению, в работе с детьми крайне редко возможна гармония (совпадение) между проблемой, созданной поведением ребёнка, и тем, что взрослый предпринимает ради её эффективного преодоления. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное, и он вынужден искать самостоятельное решение неадекватными способами (агрессия, гнев, раздражение, стыд, угрызения совести, тревога и т. п.).



На основе анализа и обобщения конфликтов в начальных классах их можно разделить на три группы: дидактические (вызванные в основном приемами дисциплинирования младших школьников и оценки их успеваемости), этические (среди которых отдельно выделены запредельно-этические конфликты, спровоцированные педагогическими “правонарушениями”) и прочие.

В подpостковом возpасте расхождение между внешним и внутpенним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp pазделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять.

Здесь следует подчеркнуть, установленные педагогами - исследователями закономерности так называемого наивного, или интуитивного профессионализма у учащихся. Доказано, что в результате педагогики сотрудничества у школьников вырабатываются критерии оценки учительского труда по его результативности. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками в литературе выделяются:

1. Конфликты дисциплины (нарушение преимущественно учащимися и редко преподавателями тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим).

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

Особенно сильное недовольство подростков действиями учителя бывает вызвано подменой функций оценок. Вместо средства, с помощью которого фиксируются факты движения учащихся к овладению знаниями, оценка становится орудием наказаний, мести, запугивания. Встречают у подростков протест и такие несуразности, как манипуляции с оценками, когда единицы вдруг превращаются в четверки, то же происходит с тройками к удивлению подростков. Заявление ученика в форме “вы не правы” в оценке ответа обычно не остается без раздраженной реакции учителя. Это происходит во многом ввиду отсутствия установленного порядка опротестования учащимся отметки, выставленной педагогом.

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики.

Старшие школьники в отличие от младших и подростков это особый контингент учащихся.

Старшие школьники более дифференцированно, более глубоко и обоснованно судят о личных и профессиональных качествах учителя. Известно, что переход учителя с опытом обучения подростков в старшие классы сопровождается необходимыми трансформациями всей системы преподавания, общения, требований, стиля, речи, даже интонаций и внешнего вида. Практика совмещения работы учителя в средних и старших классах показывает, что не каждому из педагогов это легко удается. Перенос же подростковых моделей общения в старшие классы вызывает немало недоразумений.

Особое внимание необходимо уделить основным противоречиям юношеского возраста. Одно из них состоит в предъявлении к взрослым завышенных требований при снисходительном отношении к собственному их несоблюдению. Не прощают учителю его промахов и в то же время не осуждают себя за те же или, быть может более серьезные.

Вторым противоречием выступает сосуществование в поступках и сознании старшеклассников принципиальности в большом и беспринципности в малом. Выражается оно в готовности отстаивать правду, во что бы то ни стало, выполнять свой гражданский долг, идти на риск ради достижения социальной справедливости и в то же время допускать чисто детское в своих поступках. Совершать мелкие пакости в школе, классе, по отношению к несимпатичным учителям.

Третье противоречие состоит в эмоционально завышенных переживаниях личных неудач, неприятностей, гипертрофируемых в горе, толкающих старшеклассника к неоправданным поступкам.

Следует отметить довольно сильное расхождение между старшеклассниками и учителями в оценке одних и тех же ситуаций. Оказывается там, где ребята уже переживают ситуацию как конфликт, учителя ещё не воспринимают её таковой и более того, вероятно не замечают, не понимают реакции и состояния учеников в этих ситуациях.

Отчасти разрыв в оценках обусловлен тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово “контакт”. Учителя имеют ввиду просто нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими оценками разительна.

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - “учебоцентризм”. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Профессия педагога, относящаяся к типу профессий «человек – человек», предъявляет особые требования к его личности, знаниям, умениям и навыкам….

+ Таблица: Оптимальные, допустимые, критические характеристики педагога

+ Профессиональные деструкции.

Родительское собрание-тренинг

7 класс Николаевской

Классный руководитель – Костырко О.В.

Николаев



«Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

И.Д. Вильде

Конфликт ы в подростковом возрасте, пути их разрешения


  • Дать понятие о конфликте, путях его преодоления
  • Рассказать о типах агрессии у подростков
  • Дать рекомендации родителям для воспитания гиперактивных детей
  • Научить практически преодолевать состояние агрессии, находить выход из конфликтных ситуаций

Подростковый возраст

  • «Слабость цели» Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно лёгкий отказ от достижения поставленной цели.
  • Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели».
  • Важна эмоциональная значимость цели.

Умение владеть своим поведением – важное качество зрелого, взрослого человека.

«Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением»

Выготский Л.С.


«У детей этого возраста, - очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционального более привлекательного поведения за счёт поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение»

Божович Л. И.

  • Школьники часто смешивают проявление таких, например, качеств, как настойчивость и упрямство, следование определённым принципам и стремлениям во что бы то ни стало настоять на своём.
  • Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научатся различать эти проявления

Существенная черта подросткового возраста,

оказывающая влияние на поведение, развитие

школьника, - сила потребностей, мотивов,

интенсивность и острота эмоциональных реакций.

Здесь требуется работа по обогащению мотивационной

сферы подростков, развитию у них широкого круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей.

Обогащать интересы и увлечения

Значительную роль играет наличие чувства собственного достоинства и представление о своём уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подростка: он не может позволить себе

«упасть в собственных глазах»

Существенное значение имеет формирование

необходимых нравственных качеств школьника,

таких как чувство долга, ответственности.


  • У подростков повышенная потребность в эмоциональном насыщении, причём новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с наркотиками, алкоголем.
  • Часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Сравнительная лёгкость возникновения переживаний, эмоциональная напряжённость, психологический стресс.
  • Противоречия в поведении могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам.

Помощь в период непосредственного протекания аффекта

  • Важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения:
  • Отвести его в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение, дать выплакаться.

2.Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. (после приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины).


Агрессия - э то


Виды агрессии

Прямая агрессия

  • Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;
  • Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;
  • Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия

  • Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);
  • Полное игнорирование – бойкот;
  • Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

  • Недостатки семейного воспитания
  • Неполная семья с нарушенными функциональными связями
  • Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления
  • Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость
  • Попустительский стиль воспитания
  • Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания, оскорбления и т.п.)
  • Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей
  • Недостаточность произвольности в поведении
  • Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов

  • Ситуационные
  • Ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
  • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.
  • Наследственно-характерологические
  • Наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • Психопатоподобное, возбудимое поведение родителей или родственников;
  • Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей.
  • Резидуально-органические
  • Травмы головного мозга;
  • Минимальная мозговая дисфункция.
  • Социально-бытовые
  • Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
  • Неадекватно-жесткий родительский контроль;
  • Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
  • Ситуация налаживания совместной деятельности;
  • Необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений.

Типы агрессии у детей

Тип агрессии

Характеристика

Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности

Обидчивый и истощаемый

Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с правилами

Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания Н.С.

Агрессивно-боязливый ребенок

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен.

Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей.

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»

Агрессивно-безчувственный ребенок

Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.

Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена.

Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки

Типы агрессии у детей


  • Слишком бурные проявления своих чувств, как правило, не решают проблемы, а лишь создает новые.
  • С другой стороны, если постоянно подавлять в себе свои эмоции и стремиться быть спокойным, то это вредно скажется для нашего здоровья.
  • Прекрасными помощниками для успокоения своего душевного состояния являются ванна и душ.
  • Часто, причиной повышенной раздражительности является неправильно организованный режим дня.
  • Каждому человеку ежедневно необходим полноценный сон, чтобы накопить новые силы на завтрашний день.
  • В свободное от учебы время активно отдыхайте.
  • Полезно проводить как можно больше свободного времени на свежем воздухе, а лучше на природе.
  • Вообще избежать конфликтных ситуаций невозможно в нашей жизни. Поэтому научитесь управлять своими эмоциями.
  • И, наконец, из каждой возникшей ситуации извлекайте для себя урок на будущее.

  • «Крестики-нолики»
  • «Бумажный волейбол»
  • «Цыпленок из яйца»
  • «Дерево настроения»
  • «Покажи, где в твоём теле прячется злость» и другие…
  • «Разукрась шары»
  • «Бумажка»
  • «Считалочка»
  • «Спрячь обиду»
  • «Руки»
  • «Зеркало»



Правила для детей жизненно необходимы

  • Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
  • Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

  • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
  • Дайте свободу .

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

  • Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

  • Уступает тот, кто умнее .

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

  • Не надо обижать .

Причины отклонения в поведении детей.

  • Потеря веры в собственный успех .
  • Борьба за внимание .

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

  • Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи! Как горько приходиться осознавать, что в последнее время в нашем современном обществе всё чаще возникают суицидальные проявления со смертельным исходом.
  • Борьба за самоутверждение .

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

  • Желание отомстить .

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.


уровни

Коллектив

Семья

Среда неформального общения

Друг

Лидер

Привязан к родителям

Формальный помощник

Имеет временные роли

Замкнут, отгорожен

Приветствуемый

Без определенной роли,

Независимый в группе

Конфликтен

Примыкающий без проблем

Примыкает к одному из родных

Без роли и без поддержки

в коллективе

Разрыв с семьей (бродяжничает)

Изолированный

Вне группы, но пользующийся приязнью

Выталкиваемый из семьи

Примыкающий ценой

жертв (помыкаемый)

Отвергаемый


Для всех

Сформулировать проблемы, которые приводят, по – вашему мнению, к частым конфликтам в школе

1 группа

Распишите возможный коллективный план действий по разрешению вашей проблемы по пунктам или изобразите его в виде схемы.

2 группа

Каждому участнику группы записать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.

3 группа

  • Взвесив все «за» и «против», выберите лучшие варианты решения проблемы. Возможно, что у вашей группы он будет только один. В карточке вашей группы напротив выбранных вами вариантов напишите их положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант





Типы конфликтов

  • Социальный конфликт
  • Эмоциональные или личностный конфликт
  • Внутриличностный конфликт
  • Межличностные конфликты
  • Конфликт между личностью и группой
  • Межгрупповой конфликт

Московский государственный социальный университет Академия социальной работы Кафедра социальной психологии Семенов Алексей Валерьевич « Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах»























Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.

Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.
















Народная мудрость о конфликтах и способах их решения


  • Создать атмосферу сотрудничества;
  • Стремиться к ясности отношений и общения;
  • Признать наличие конфликта;
  • Договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
  • Очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
  • Добиться соглашения;
  • Установить срок решения;
  • Воплотить план в жизнь;
  • Оценить принятое решение.

Пути преодоления конфликтов выбор стратегии

  • Авторитарная стратегия – подавление в подростке «ощущения взрослости» любыми способами
  • Компромиссная стратегия –договор между сторонами
  • Демократическая стратегия –общение с подростком на равных
  • Стратегия нейтралитета – невмешательство в дела подростка: каждый живёт своей жизнью
  • Полистратегия - использование различных стратегий в зависимости от конфликта


Способы разрешения конфликта

Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

  • Возникновение конфликта.
  • Осознание данной ситуации сторон.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Выделяют пять способов разрешения конфликта:

Стиль

Сущность стратегии

Соревнование (конкуренция)

Условия эффективного применения

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Уклонение (избегание)

Недостатки

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

Уход от ответствен­ности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

Приспособление

Сглаживание раз­ногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

При поражении - неудов­летворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили. Решение откладывается


Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Сотрудничество

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие

интересы.

Нет резерва времени.

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

Есть время. Решение важно обеим сторонам.

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность


  • Не отвечайте на агрессию агрессией;
  • Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
  • Дайте возможность оппоненту высказаться;
  • Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
  • Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
  • Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

Пути преодоления конфликтов

И пусть идут, летят года,

За веком век считая.

Пусть распри, споры меж людей

Уйдут следы сметая.

В душе останется любовь

К родной земле, к родному краю

Пусть не прольется больше кровь…

Сердца, что лед, пускай растают.


  • Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
  • Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
  • Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
  • Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
  • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
  • Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
  • Успехов Вам!

  • Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же - никогда. Тот лучший проповедник - Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии - Вот лучшая из школ. И если все мне показать - Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить,

И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу,

что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму, Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.