Развивающая среда во второй младшей группе (с фото). Как оформить уголок природы в младшей группе Схема развивающей среды в младшей группе
Анализ предметно-развивающей среды в младшей группе в соответствии с ФГОС
Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в ДОУ во второй младшей группе «Светлячки» создана развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, использование образовательных технологий деятельностного подхода, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе. Обстановка в группе приближена к домашней. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Пространство группы организую в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная; 2) познавательная; 3) речевая; 4) художественно-эстетическая; 5) физическая.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.
Центр сюжетно-ролевой игры . Основной целью этого направления является позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Хозяюшка», «Костюмерная» пользуются популярностью, как у мальчиков, та и у девочек.
Наибольший интерес для мальчиков представляют сюжетно - ролевые игры, «Автобус», имеются различные виды конструкторов, наборы инструментов, автопарковка, железная дорога, машинки, военная техника.
«Нравственно-патриотический» центр. В этом центре Оформлен
уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями,
культурой и бытом жителей родного Пермского края и города Пермь. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, фотографии животных, растений, местностей нашего края.
Физическое развитие. Центр «Физического развития». Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно-оздоровительный центр "Мы спортивные ребята" расположен вдали от играющих воспитанников. Совместно с родителями и детьми изготовили нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов и др. Также в нашем спортивном уголке имеются обручи, скакалки, мячи разных объемов, кегли, различные игры на развитие меткости.
Художественно – эстетическое развитие.
Для развития самостоятельной художественной деятельности в доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это краски, карандаши и бумага, восковые мелки, формочки для лепнины, белая и цветная манка. В этом уголке предусмотрено место для индивидуальных выставок и совместных работ с родителями и воспитателями. Для центра творчества «Юный художник» отведено самое светлое место в группе. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.
Центр «Сказка в гости приходи», важный объект РППС, поскольку именно
театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить
группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В
центре размещаются ширма напольная и настольная, маски сказочных
персонажей. Представлено многообразие видов театра (кукольный,
плоскостной, пальчиковый, картонный, настольный, театр резиновых и
деревянных игрушек, театр «би-ба-бо», театр игрушек – самоделок). На верхней полочке расположен музыкальный центр, который направлен на развитие слухового восприятия и внимания, формирование исполнительских навыков. С помощью музыкальных инструментов дети подражают звукам природы: животных, птиц, природных
явлений. Музыкальный центр оснащен разнообразными музыкальными
инструментами (бубен, барабан, гитара, ложки, гармошка, погремушки,
шумелки и др). Некоторые инструменты сделаны руками воспитателей, что
вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности.
Центр «Познание»: Имеется разнообразные игры и пособия на развитие
логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал,
магнитная доска, дидактические игры, развивающие игры, игры на плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей, звуковые коврики, для изучения букв и цифр, все в соответствии с возрастной группой. Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме,
цвету и материалу игрушки, развивающие игры, конструкторы разной величины, направленные на развитие речи и сенсорные способности - это
центр интеллектуального развития «Знайки».
Центр экспериментирования. В процессе проведения несложных
опытов, дети превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с
детьми определяем свойства воды: предлагаем игры – «Цветная водичка»,
«Мир в цветном стекле», «Волшебный песок» и др. Собираем разнообразные
коллекции.
Центр «Развитие речи»: В центре развития речи имеются игры на
развитие звуковой культуры речи, грамматического строй речи,
формирования словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный
материал для развития устной речи, игры на звукоподражание, игры и
пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия для развития
фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных
игр и упражнений, игры для развития связной речи. Художественная
литература соответственно возрасту и тематического планирования. Также
имеются сделанные своими руками пальчиковые куклы по русским
народным сказкам.
Вывод. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни
и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная
среда является основным средством формирования личности ребенка и
является источником его знаний и социального опыта.
Практика работы в детском саду доказывает, что правильно
организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти
занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего
общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им
самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а
не получать готовые знания от педагога.
Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в
соответствии с требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена,
трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:
- СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
- ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
- Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.
Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС
Настольная игра «Залатай коврик»
Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.
Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).
А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.
Сенсорное панно «Подводный мир»
Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.
Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?
Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.
В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.
В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»
В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.
Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных
Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:
Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!
Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально — положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и, таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
В нашей группе оборудование размещается в специальных уголках развития, что позволяет детям объединиться небольшими группами по общим интересам или действовать индивидуально. Подбор игрового материала подбирается с учетом программного материала, который дети усваивают на играх — занятиях. Игровой материал систематически обновляется и усложняется, в зависимости от поставленных целей.
Уголок сенсорного развития
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания, овладение любой практической деятельностью в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей. Поэтому значение сенсорного уголка трудно переоценить. Большое внимание мы уделяем формированию элементарных математических представлений у детей, поэтому в нашем уголке представлено много игр, которые в веселой и занимательной форме развивают логическое мышление ребенка. Комплектация нашего сенсорного уголка: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, сборные игрушки, Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов, парные картинки и другие настольно-печатные игры, разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). Разнообразие материала позволяет каждому из детей выбрать себе игру по интересам. Посредством игры дети с меньшим напряжением овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны. Они легче запоминают материал. Мы постоянно используем в непосредственной образовательной деятельности дидактические игры, в ходе которых ребенок не только осваивает сенсорные эталон, но и учится сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы. Самостоятельную деятельность детей в уголке сенсорного развития мы планируем с учетом актуальной на данный день или неделю темы.
Дидактическая игра с Блоками Дьенеша «Третий лишний»
Цель: Учить выделять предмет непохожий на другие, учить классифицировать и обобщать предметы по 1-2 свойствам.
Игровой материал : Блоки Дьенеша
Ход игры: Выкладываем на столе 2 толстых квадрата желтого цвета и один тонкий квадрат желтого цвета. Задаем вопрос «Какая фигура лишняя? Почему?». Далее усложняем. Выкладываем два больших круга синего цвета и один маленький красного цвета. Задаем вопрос. Далее в разных вариациях с усложнением.
Уголок экспериментирования
Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности. При подготовке к занятиям по ФЦКМ, ФЭМП мы большое значение уделяем предварительной работе, связанной с накоплением сенсорного опыта. Работа с детьми в нашем уголке экспериментирования как раз и направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Оборудование нашего уголка: песок сухой, масса с эффектом влажного песка разных цветов, материал для рисования мокрым песком, формочки, песочные часы, центры воды и песка, емкости для воды, лейки, резиновые, пластмассовые и бумажные игрушки для игр с водой, формы для изготовления цветного льда, материал для игр с мыльными пузырями, зеркальце, ткани, бумага и фольга разных цветов, зеркальце, лупы, коллекция раковин, природные материалы, фасоль, горох, картотека дидактических игр и опытов. В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.). Игры в уголке экспериментирования мы также используем для развития моторики («Найди игрушку», «Помоги Золушке»), в оздоровительной деятельности («Кораблики», «Летит Перышко», цветотерапия, песочная терапия).
Дидактическая игра «Наведем порядок»
Цель: Упражнять в определении свойств предметов и качеств материала.
Игровой материал: деревянные игрушки, книжки, кукольная одежда.
Ход игры: Воспитатель сообщает, что пока дети были дома, домовенок Кузя побывал в группе. Домовенок очень любит играть, но не любит за собой убирать. Надо помочь ему разложить предметы по коробкам: предметы из ткани – в красную коробку, предметы из дерева – в синюю, предметы из бумаги – в желтую. Выигрывает тот, кто быстрее разложит предметы по коробкам.
Уголок изобразительной деятельности
Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности, поэтому в центре есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, раскраски, гуашь и кисти. Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у детей должен быть сформирован художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Программа второй младшей группы построена так, чтобы научить детей передаче сначала более простых, а затем более сложных форм. Умение передавать в лепке и в рисунках разные формы позволяет самостоятельно искать способ изображения интересующих детей предметов, передавать целые события. Дети в возрасте 3-4 лет должны различать и называть основные цвета, а также некоторые оттенки цветов. Знакомство с цветом осуществляется нами в течение всего года на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией в сочетании с изобразительной задачей. Развивать восприятие цвета, учить различать и называть цвета, а также закреплять знания о цветах можно не только на занятиях рисованием и аппликацией, но и в дидактических играх, в повседневной жизни.
Игра «Цветы настроения»
Цель: расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; воспитание эстетического отношения к цвету; развитие творческого воображения и фантазии; корректировка психоэмоционального состояния
Игровой материал: бархатная бумага темных, насыщенных цветов размера А5; бусинки из приятных на ощупь материалов сочных цветов и оттенков (не менее 7 цветов)
Ход игры:
Вариант 1. Надо выложить на листе бархатной бумаге цветы из бусинок, вслух называя цвета; обозначить настроение цветка (грустный, веселый, злой, добрый и т.д.) Выложенный цветок можно сохранить, а на следующий день предложить изменить что-либо в цветовом решении или оставить все как есть. Если ребенок использует все время одни и те же цвета, то бусинки любимых цветов ограничивают в количестве, заменяя их другими неиспользуемыми цветами.
Вариант 2. Дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека (вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей). Надо выложить на листе бархатной бумаге цветик-семицветик. По окончании работы дети поочередно называют цвет лепестков. «Холодные» цвета можно предложить детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – «теплые».
Музыкально-театральный уголок
Музыкально-театральная деятельность занимает немаловажное место в целостном воспитании ребенка. Этот вид деятельности доступен всем, оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка и позволяет ребенку открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. В нашем музыкально-театральном уголке представлены различные виды театра (плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный, атрибуты сказки, маски и шапочки животных, сказочных персонажей). Музыкальная составляющая уголка представлена музыкальными игрушками и инструментами для творческого музицирования, шумовыми инструментами, озвученными игрушками, коллекцией дисков с музыкальными произведениями различной тематики (детские песни, народная и классическая музыка, голоса животных, звуки природы, музыкальные сказки и т.д.), картотекой музыкально-дидактических игр. Поскольку дети младшего возраста обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовывать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Поэтому элементы театрализации используются нами во время проведения занятий по ФЭМП, ФЦКМ и дают возможность в игровой форме обучать и закреплять пройденный материал. Как правило, материалом для игр в уголке служат знакомые сказки, народные песенки, потешки, детские песни. Во время игры в музыкально-театральном уголке наши дети учатся имитировать движения сказочных персонажей, учатся воспринимать музыку различных жанров, обыгрывать короткие сценки, понимать обращенную к ним речь, составлять предложения и осваивать диалоговую культуру общения, осваивать пластику движений под музыку. Игры в музыкально-театральном уголке мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где дети учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»
Цель: Развивать музыкальный слух, учить узнавать знакомые мелодии, создавать радостное настроение.
Игровой материал: Домик с окошками. В окошки вставлены иллюстрации на тему звучащих песенок (елочка, медведь, кошка, паровоз, зайка). Музыкальное сопровождение: «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Паровоз» З. Компанейца, русская народная мелодия «Заинька», «Елочка» Красева М., «Медведь» В. Ребикова
Ход игры: В гости приехал Незнайка и привез с собой песенки. Надо помочь ему узнать песенку, обозначить ее картинкой и поставить картинку в окошко.
Уголок двигательной активности
Главной нашей задачей при организации уголка двигательной активности было создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью, воспитание осознанного отношение к своему здоровью. В нашем уголке есть массажные коврики, следочки, доска ребристая, мячи, гимнастические палки, ленты, атрибуты для проведения дыхательной гимнастики, обручи, канаты, мячи для метания, мешочки с песком, кольцебросы, кегли, дартс, атрибуты для проведения подвижных игр, картотека подвижных игр, дидактические игры спортивной тематики, а также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Предметное наполнение уголка мы применяем во время утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, во время подвижных игр в группе и на улице, в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей.
Подвижная игра «К флагу!»
Цель: упражнять детей в беге, быстрому построению по сигналу, учить ходить друг за другом.
Ход игры: Дети стоят лицом к воспитателю. Он берет в руки флажок и предлагает подойти поближе и посмотреть на него. Затем говорит «Флаг опускается – дети разбегаются», и флаг опускается. Дети бегут в разные стороны. Через 10-15 секунд воспитатель поднимает флаг и продолжает «Флаг поднимается – дети собираются!». Все подбегают к воспитателю. Игр повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой. Впереди идет один из детей с флагом.
При создании развивающей среды группы мы старались учитывать особенности детей, посещающих нашу группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.
Развивающая среда во 2 младшей группе №11 «Берёзка »
МДОУ №5 «Радуга»
Воспитатели группы:
Сонникова М.Н.
Орешникова Г.Г.
Познавательное развитие представлено следующими микроцентрами:
Уголок математики.
Сенсорного развития.
Уголок природы.
Все эти уголки расположены в рабочей зоне.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Уголок развития речи.
Книжный уголок.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Физическое развитие.
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Уголок изодеятельности.
Музыкальный угололок.
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Трудовая деятельность
В уголках периодически меняется содержание, пополняется новым материалом.
Результативность работы
- Анализ деятельности детей в центрах показал, что у детей повысился интерес к предметно – игровой деятельности, улучшились навыки действия с игрушками и дидактическим материалом, внимание стало более устойчивым.
- Вся педагогическая деятельность в группе была организована при непосредственном участии родителей. В течение года проведены следующие мероприятия: родительские собрания, консультации, выставки совместных поделок. Родители оказывали практическую помощь
- Таким образом, проведённая работа по созданию предметно – развивающей среды позволила повысить качество и конечный результат образовательной работы.
Игровая и исследовательская деятельность - ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.
Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).
Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства
С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад - это второй дом малышей.
В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома
Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду - создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода
Задачи тематических уголков в детском саду
1. Образовательные задачи:
- формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
- ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
- формирование первоначальных научных представлений - математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
- подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
- знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).
Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства
2. Развивающие задачи:
- развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
- совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
- формирование и закрепление способности предметных действий - операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
- развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
- развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно - в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
- развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
- развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
- формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).
В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения
3. Воспитательные задачи:
- создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
- воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
- воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
- воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
- воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
- формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).
Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников
Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности - предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.
Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей
К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков - для девочек и для мальчиков.
Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек
В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).
Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях
Требования к оформлению уголка по ФГОС
Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:
- удовлетворение интересов детей;
- наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
- эстетичность, привлекательность и уютность - для создания хорошего настроения;
- удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
- оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
- учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).
Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света
Паспорт уголка в детском саду
Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.
В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:
- название уголка;
- номер группы, возраст детей;
- цели и задачи работы уголка;
- предметы мебели, их количество;
- материалы и инструменты, их количество;
- наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
- картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).
В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий
Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование
Направленность | Название уголка | Оснащение, материальная база | Функционирование |
Познавательно-исследовательская | Уголок познавательно-исследовательской/опытно-экспериментальной деятельности | Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. | Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании. |
Уголок сенсорики | Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.). | Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста. | |
Уголок «Космос» | Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования. | Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет). | |
Уголок будущего | Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования. | Знакомство с робототехникой, мастер-классы. | |
Игровая | Уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Гараж» | Наборы предметов и костюмов для игры; список вариантов проведения игры. | Самостоятельная игровая деятельность детей 4–7 лет. |
Игровой уголок для девочек/для мальчиков | Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков. | ||
Куклы; игрушки из различных материалов (плюшевые, пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. | Для детей 1,5–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры. Для детей 4–5 лет: сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам. Для детей 6–7 лет: самостоятельные игры. |
||
Речевой | Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок | Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.). | Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений. |
Логопедический уголок | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. | Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха. | |
Двигательная | Физкультурный/спортивный уголок | Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. | Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения. |
Художественная, творческая | Художественно-эстетический уголок | Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами. | Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами. |
Уголок «Народные промыслы» | Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров. | Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле. | |
Театральный уголок, уголок ряжения | Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. | Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия. | |
Музыкальный уголок | Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. | Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций. | |
Нравственное воспитание | Уголок добрых дел | Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. | Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет. |
Православный уголок, Пасхальный уголок, уголок Рождества | Наглядный православный календарь; иллюстрированное издание Библии для детей; фигурки и картинки с изображением ангелов, церквей; декоративные пасхальные яйца; макеты «Рождественский вертеп», «Дары волхвов», «Вход Господень в Иерусалим». | Чтение и обсуждение библейских историй в переложении для детей; подготовка к проведению праздничных досугов в группе (Рождество, Пасха, Медовый спас, Троица, Покров). | |
Уголок «Семья» | Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. | Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода. | |
Патриотическое воспитание | Уголок родного города | Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе». | Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города. |
Национальный уголок | Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке. | Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке. | |
Трудовое воспитание | Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника | Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы). | Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ. |
Развитие социальных компетенций | Уголок профессий, уголок медика, уголок железнодорожника | Книги о профессиях; фотографии людей за работой (возможности, родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии». | Эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители». |
Уголок транспорта, уголок ПДД | Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. | Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов. | |
Создание положительной мотивации | Уголок забытых вещей, уголок потеряшки | Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.). | Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли. |
Уголок именинника | Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника. | Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания. | |
Уголок питания | Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. | Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи. | |
Уголок воспитателя | Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения. | Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей. | |
Уголок достижений | Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях. | Поздравление призёров конкурсов. | |
Уголки дополнительного образования | Уголок первоклассника | Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу. | Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме. |
Уголок английского языка | Плакаты с буквами английского алфавита, иллюстрированными словами; проигрыватель и подборка аудиозаписей (песни, стихотворения, фоноупражнения на английском языке); картотека игр. | Совместная с воспитателем деятельность по изучению букв, слов и построению диалогов на английском языке, разучивание песенок и стихотворений. | |
Шахматный уголок | Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей. | Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок). | |
Коммуникация | Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия) | Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр. | Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме. |
Оформление уголка своими руками
Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.
Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:
- рисование тематических стенгазет и плакатов;
- создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
- создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
- оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
- выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
- подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
- изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
- рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
- разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.
Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей - сказочных гномов
Оборудование уголка в детском саду
- Столы и стулья в качестве рабочей зоны;
В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр
- шкафы и стеллажи для хранения книг и материалов для занятий;
Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам
- контейнеры, корзины и ящики для игрушек, спортивного инвентаря, инструментов для творчества, природного и бросового материала, фурнитуры;
Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий
- папки для сборников игр, опытов, упражнений, сценариев;
В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов
- навесные полки для поделок воспитанников и выставок;
- мягкие игровые модули;
Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки
- наборы мебели для уголков отдыха и уединения: шезлонги, матрасы, палатки, шатры.
В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например
Основные средства оформления уголка
- Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;
На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников
- вывески и эмблемы: это названия уголков, обозначения игровых условий, образцы специальной символики (олимпийской, научной);
Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле
- надписи и ориентиры: помощь в самостоятельном поиске необходимых материалов, порядке выполнения действий;
Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов
- стенгазеты и статьи: демонстрация актуальности деятельности в указанном направлении, придание значения детским занятиям;
Примерные эскизы и макеты уголков: фотогалерея
Эскиз оформления родительского уголка: ячейки для текущей информации, распорядка дня, демонстрации деятельности детей Эскиз оформления игрового уголка: ячейки для информации, место для детских рисунков и поделок Эскиз оформления творческого уголка: ячейки для информации, место для размещения детских работ Эскиз уголка с навесными полками, ячейками и натяжными нитями для закрепления детских работ Макет уголка для проведения игр «Кухня», «Стирка» Макет уголка для организации игровой деятельности, также подходит для познавательно-исследовательского и книжного уголков Макет уголка для дидактических игр с выдвижным столиком
Макет книжного уголка Макет игровой зоны с мягкими модулями Макет палатки для оформления уголка уединенияРабота в уголке детского сада
В уголке детского сада воспитатель может провести занятие НОД по изучению окружающего мира, по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), речевое и интегрированное занятие. Следует помнить, что в структуре занятия с дошкольниками реализуется принцип частой смены видов деятельности, таким образом, во время занятия по исследовательской направленности, например, воспитанники выполнят задания в опытной лаборатории, сделают тематическую зарядку в физкультурном уголке, прослушают и обсудят стихотворение в мини-библиотеке и поиграют в центре воды и песка.
Уголки используются педагогом в качестве площадок для организации тематических досугов и праздничных мероприятий внутри группы. Досуг, посвящённый творчеству Агнии Барто, проводится в книжном и игровом уголках, литературно-песенный вечер - в музыкальной зоне, викторина ко Дню космонавтики - в научно-исследовательском центре, досуг-беседа о праздновании Дня Победы - в уголке патриотического воспитания и т. д.
Кроме того в уголках осуществляется самостоятельная детская активность в различных режимных моментах: во время утреннего приёма детей в садик, в перерывах между занятиями, после прогулки, после тихого часа во второй половине дня.
Основные виды деятельности в уголках:
- игры: дидактические, подвижные, предметные, сюжетно-ролевые;
- практические исследования: опыты, эксперименты, моделирование;
- продуктивное творчество: рисование, в т. ч. в нетрадиционных техниках, лепка и конструирование из различных материалов;
- музыкальное творчество: игра на инструментах, хоровое пение;
- театрализованная деятельность: постановки сказок и фрагментов литературных произведений;
- коммуникативная деятельность: игры-инсценировки, участие в беседах;
- самообслуживание и трудовая деятельность: выполнение поручений, обязанностей дежурных.
Грамотно организованная предметно-пространственная среда создаёт у воспитанников положительную мотивацию к посещению детского сада: им уютно в помещении группы, они выбирают зоны деятельности по своим возможностям и интересам. Занятия в уголках позволяют успешно реализовать образовательные задачи: способствую развитию мыслительных и практических способностей, активизируют фантазию и самостоятельность. Играя и занимаясь в тематических центрах, дети накапливают информационный, коммуникативный, чувственный опыт.