Справка мероприятиях об обычаях народов дагестана лезгинов. Свадебные традиции лезгин

Лезгинские свадьбы славятся своим размахом, искрометностью, безудержным весельем. Молодые люди на протяжении всего праздника соревнуются друг с другом в ловкости и умении танцевать, меряются силой, доказывают окружающим свою храбрость. Казалось бы, все здесь дышит легкостью, но на самом деле лезгинские свадьбы – очень серьезное и ответственное мероприятие, торжественное событие, решение об организации которого было принято задолго до самого праздника.

О своем желании жениться юноша сообщал отцу через своего товарища. Получив такое известие, родственники собирались на семейном совете и подробно обсуждали кандидатуру предполагаемой невесты. Если все присутствующие были согласны с тем, что молодой человек выбрал девушку достойную, то в дом ее родителей отправляли сватов.

Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар – обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота.

Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты.

В день обручения отец девушки (девочки) принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет.

В течение этого времени молодые не виделись и не общались. Бывали случаи, когда обрученные еще в младенчестве жених и невеста, зная о существовании друг друга, впервые встречались только на собственной свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Готовиться к свадьбе родители девочки начинают практически с момента ее появления на свет.


Такая подготовка заключается в сборе приданого, которое состоит из:

  • посуды;
  • постельных принадлежностей;
  • подушек и одеял;
  • тканей;
  • одежды.

Более обеспеченные лезгины давали в приданое невесте ювелирные украшения или обеденные сервизы из серебра.

Подготовка к свадьбе длилась несколько лет, так как требовалось не только сшить праздничную одежду, но и собрать приданое, подарки дорогим гостям и родственникам жениха.

Проведение торжества

Свадьба продолжается несколько дней. Чем богаче семьи, тем дольше длится праздник. В первый день в доме жениха по традиции принимали трех музыкантов, которым подносили дары в виде:


  • трех пар носков;
  • трех платков;
  • трех хлебных лепешек.

Второй день – день обряда бракосочетания. В доме родителей жениха собирались гости и родственники, которые приносили подарки для молодых. Друзья жениха, свидетели, кадий и мулла заходили в помещение, где их ждали новобрачные, отец и дядя невесты. Спрашивали у жениха и невесты, согласны ли они связать себя узами брака, читали молитву, совершали брачный обряд. После этого юношу и девушку называли мужем и женой. На третий день девушка покидала родительский кров и переходила в дом мужа.

Здесь ее встречала свекровь с маленьким мальчиком на руках (по преданию, взявшая малыша на руки девушка должна была первым родить сына).

Чтобы жизнь была сладкой и счастливой, а свекровь и невестка не спорили и не ссорились, мать жениха угощала невестку медом.


Девушка должна была съесть ложку меда из рук свекрови. Отказать она не имела права. Молодые лезгины и лезгинки веселились на свадьбах отдельно.

Современная молодежь празднует в одном зале ресторана, и девушки с парнями танцуют в одном кругу, но раньше было строго запрещено женщинам находиться в одной комнате с мужчинами даже во время праздника. Традиционный танец – lezginka. Его танцуют парни и старшие мужчины, демонстрируя во время танца свою ловкость.

Если в танце принимает участие невеста, то родственники жениха должны оценить плавность движений, умение подчеркнуть достоинства партнера, оставаясь в тени мужчины.

После свадьбы

После завершения торжеств жених забирает молодую невесту и отправляется с ней в дом своих родителей.


Брачная ночь – священное таинство, после нее мать и тетушки жениха должны получить наглядное подтверждение невинности невесты. Утром после брачной ночи родителям невесты объявляют о том, что девушка действительно целомудренна, и праздник продолжался.

Только на третий день теперь уже молодая жена выходила из комнаты и встречала гостей на пороге дома своих новых родственников. Она вручает каждому пришедшему именной подарок.

Первые два дня после свадьбы жених проводил в обществе своих друзей, а на третий встречал своих близких родственников и принимал поздравления.

В этом видео вам расскажут все о свадебных традициях и обрядах на Кавказе:

Современные лезгинские свадьбы во многом отличаются от праздников прежних времён. Однако и сегодня большинство лезгинов свято чтят традиции своего народа и проводят обручение и свадебный обряд в соответствии с ритуалом предков. Несмотря на то что по традиции парни и девушки празднуют и веселятся отдельно друг от друга, многие организовывают банкет в ресторанах или кафе, где собираются представители обеих семей независимо от возраста. Как отпраздновать свадьбу молодого лезгина, чтобы не нарушить традиций и не оскорбить своим поведением старейшин? Стоит прислушаться к советам и рекомендациям близких родственников и тамады, в роли которого выступает самый уважаемый и почитаемый человек из числа родных жениха.

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

Лезгины (лезгияр) относятся к коренным народам Кавказа. Принадлежит народность к европеоидной расе и по численности является вторым народом республики Азербайджан. У лезгин яркая история и традиции. Много веков их называли «леки», или «леги». Нередко народ страдал от нападений завоевателей Рима и Персии.

Где живут

Проживает народность в Российской Федерации на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Дербентский, Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский и Хивский районы.

В Азербайджане этот народ живет в Курсарском, Хачмасском, Кубинском, Габалинском, Огузском, Исмаиллинском, Шекинском, Кахском районах и всех крупных городах, особенно в Баку. Эксперты института антропологии и этнологии РАН считают, что лезгин на территории Азербайджана больше, но часть из них зафиксирована как азербайджанцы.

Численность

В мире насчитывается от 680 000 до 850 000 лезгин. Из них в России, по результатам переписи населения 2010 года, проживают 476 228 человек, в Дагестане - 387 746 человек. По результатам проведенной в Азербайджане переписи населения 2009 года, здесь живут 180 300 лезгин. По другим оценкам, их 350 000.

Название

Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские - «лекеби».

В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 - начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.

Язык

Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью.

Лезгинский язык делится на наречия:

  1. самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект;
  2. кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты;
  3. кубинское.

Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры:

  • гилиярский
  • курушский
  • гелхенский
  • фийский

Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П. Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы.

Религия

Лезгины в основном исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба. Исключение - жители селения Мискинджа в Докузпаринском районе Дагестана. Они являются шиитами и исповедуют джафаритский мазхаб.

Жизнь

Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость.

Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело.

Жилище

Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.

Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.

Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.


Внешность

Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.

Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.

Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.

Женский головной убор - чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.

Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.


Еда

Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач - напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин - блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.


Традиции

В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.

Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям.

Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья.

Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.

Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали.

Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку - символ остроты.


Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.

Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.

Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.

Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.

В конце марта у лезгин наступает праздник - день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол.

Еще один знаменательный праздник этого народа - Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.


Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» - молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы - носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.

Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку.


Культура

На культуру лезгин большое влияние оказал Азербайджан. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки. Героический эпос «Шарвили» - эпический памятник лезгинского фольклора. Сохранился он в стихотворных и прозаических отрывках.

Главное место в песенном фольклоре занимают танцевальные лирические песни. Инструментальная музыка лезгин насыщена мелизматикой. В народном искусстве есть и танцы, самым знаменитым из которых является лезгинка. Этот парный или сольный мужской танец распространен на Кавказе. Танец зарб макьям тоже исполняют мужчины. Известны в танцевальном фольклоре народные плавные и медленные танцы Усейнел, Перизант Ханум, Бахтавар и Ахты-Чай.

Музыкальные инструменты лезгинского народа:

  • кеманча
  • балабан
  • чонгури
  • далдам
  • тутек
  • зурна
  • лахъут

В 1906 году в селе Ахты основан первых лезгинский театр, в 1935 году создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане открылся Лезгинский Государственный театр.

Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. Потомки лезгин сумели донести до наших дней самобытность, культуру и традиции своих пращуров.

Основные обряды свадебной церемонии

Обручение. Молодых людей здесь принято обручать еще в совсем юном возрасте, также часты случаи обручения еще не родившихся детей. Это считается наивысшим проявлением дружбы и взаимоуважения между семьями у восточных народов. В этот день свита жениха держала путь к дому невесты. Девушку осыпали дорогими подарками, среди которых главным являлось обручальное кольцо из серебра или золота.

Приготовление. В данный период велись подготовительные работы к свадьбе, шились праздничные наряды, готовилось приданое и свадебные подарки. Промежуток времени между обручением и свадьбой мог затянуться на несколько лет.

1 день. Начиналось торжество с приема трех музыкантов в доме жениха, которым выносили традиционные дары: три платка, три пары носков, три хлебные лепешки.

2 день. День подарков и заключения свадебного договора. Ко двору жениха все жители аула сносили по несколько кг зерна или муки. Невеста же получала в дар необходимые бытовые вещи: носки, платки, сумки и т. д. После процедуры дарения в дом заходили молодожены, дядя и отец невесты, свидетели и друзья жениха, кадий и мулла. Свидетели спрашивали молодоженов, согласны ли они себя связать брачными узами. После чего читалась молитва, совершался брачный обряд. В доме дяди по линии матери жениха расстилалась скатерть, на которую гости клали различные лакомства и деньги. Скатерть с содержимым пряталась в сундук и лежала там до первой брачной ночи.

3 день. Невеста прощалась со своим домом и переходила в дом жениха. О согласии и готовности девушки выйти из дома свидетельствовали шерстяные носки, подвешенные во дворе на винтовке. Процессия свиты жениха на пути к невесте сопровождалась джигитовкой со стрельбой. Прежде чем войти в новый дом, невеста проливала воду, чтобы «подружиться» с местными божествами. У семейного очага первой девушку встречала свекровь с мальчиком на руках, затем мать жениха осыпала свою невестку мукой, а девушка кидала горсть муки в огонь.

Обряды и традиции детского цикла

Роды. Отец не должен был находиться в доме во время родов. За весть о новорожденном полагалась награда. В первую ночь роженице не давали спать, чтобы уберечь ребенка от демонического существа Ал-паб, которое могло навлечь порчу или подменить новорожденного. Также злых духов отпугивал огонь в комнате и стрельба из ружей во дворе.

Наречение. Традиционно имя ребенок получал в честь умершего близкого родственника, который прожил праведную жизнь. Если же дитя долго болело или капризничало, имя могли сменить на другое.

Первая стрижка. Состриженные утробные волосы тщательно оберегали и ни в коем случае не выбрасывали. Первую стрижку, как правило, проводил старший мужчина в семье. Волосы клались под подушку ребенку, чтобы подарить ему крепкий здоровый сон. Дабы малыш не вырос вором, ему долго не стригли ногти, остриженные ногти сжигали.

Первый зуб. Считалось плохим знаком, если первый зуб у ребенка заметит его мать. Если же это случилось, женщина разрывала ворот своего нательного белья, чтобы зубы хорошо росли, с этой целью у малыша также немного разрывали ворот рубашки. Первому, кто заметил растущий зуб, дарили иглу – символ остроты.

Первый шаг. Вставание на ноги сопровождалось осыпанием жареными пшеничными зернами и коноплей. Когда ребенок самостоятельно делал первый шаг, взрослые имитировали разрыв или разрезание пут, чтобы малыш в будущем уверенно стоял на ногах.

Хозяйственные обычаи и праздники

Весеннее равноденствие. В этот день лезгины праздновали начало сельскохозяйственных работ. В ночь на 22 марта во всех дворах зажигались костры, проводилась стрельба из ружей. На следующий день все одевались в новую одежду и готовили праздничные угощения. Пир сопровождался импровизированными представлениями и различными ряжеными процессиями.

Первый сев. Прежде чем начать посев яровых и озимых культур, хозяйка дома должна была угостить первого встречного хлебной лепешкой. Хозяин же пятью пальцами проделывал небольшие отверстия в земле и клал туда первые зерна, если же спустя некоторое время из какого-либо углубления не взошли ростки, то соответственный палец заматывался бинтом во время посевных работ.

Праздник цветов. Молодежь в назначенное время традиционно отправлялась за сбором цветов в горы. Затем в нарядных одеждах девушки и юноши шли к ближайшему аулу и проводили там различные праздничные обряды с танцами и силовыми состязаниями.

Сбор черешни. Оригинальный праздник с танцами, пением и играми, который посвящен покупке и продаже плодов черешни, черешневых деревьев.

У любой нации лезгинской группы в брачных обычаях и обрядах имелись собственные характерные черты. По этому, ахтынская свадьба и, сопряженные с ней, церемонии немного различались от кюринской.К примеру, Ахтынская свадьба обставлялась богаче кюринской. Любой приглашенный обязан был принести свадебный подарок. На праздник еще звали умелых музыкантов. В свадебном обряде было 2 этапа обручения. 1-е малое и 2-е большое.

Как зачастую это происходило в Дагестане, решение о свадьбе и выборе невесты исходило от родителей жениха. В начале, родители жениха приходили в дом невесты, с целью узнать побольше о ней и спросить сторону девушки, согласны ли они выдать свою дочь за муж за их сына. После отправляли 3-х сватов – 1 –ну женщину и 2-х мужчин. В процессе обряда сватовства дарили различные подарки, в основном платки, драгоценности и сладости. В это время в все родственники жениха веселятся в его доме, там играет музыка, поют песни и танцуют.

В доме же невесты, ее родственники ухаживают за гостями. Как это принято на Кавказе, мужчины и женщины находились в разных комнатах. В этот момент они договаривались о дне свадьбы и о выкупе за невесту.

В том случае если до свадьбы оставалось много времени, то в каждый праздник жених должен был делать подарки невесте. После сватовства наступал день, в который в дом к невесте со стороны жениха шли гости с многочисленными подарками, такими как одежда, сладости, украшения, и даже несколько баранов. Все это происходило на глазах всего села и демонстрировало состоятельность жениха. Так же, приходила сестра жениха, ее целью было как можно больше узнать о невесте, о ее характере и привычках. Свадьбу играть было заведено, в понедельник или четверг. Поскольку государственного института брака на тот момент не было, то за несколько дней до свадьбы, брак заключал местный мулла, причем, присутствие молодых не требовалось, и не приветствовалось. Мулла заключал брак в присутствии представителей жениха и невесты.

Стоит отметить, что в современном Дагестане до сих пор, помимо заключения брака в ЗАГСе, как и раньше, прибегают к помощи муллы.

Еще один интересный факт, это то, что как только появились фотография, на праздники и в особенности на свадьбы стали приглашать фотографов. У многих наших бабушек и дедушек есть свадебные фотографии, по этому можно смело утверждать что да и в целом в Дагестане работали и дарили нам возможность насладиться созерцанием прошлого. Родители жениха, что бы доказать благополучие их сына, выделяли молодым определенный участок земли, либо, если участка не было, что нибудь ценное, например скот или драгоценности. По всем значимым событиям готовили лакомство именуемое «халва». Готовить его было очень просто. В преддверии свадьбы близкие родственники решали кто будет руководить свадьбой, кто будет отвечать за музыкальное сопровождение, выбирали поваров, что интересно, именно мужчин. Подготовка к свадьбе в доме невесты проходила так же торжественно, но все же с легкой печалью. Людей было мало, лишь самый близкий круг.

Наконец, в день свадьбы в дом жениха приходили самые близкие родственники. Мужчины и женщины находились в разных комнатах. По немного нарастал пир, стелили большую скатерть и ставили в ее центр кучу разломанного хлеба и большую тарелку лезгинского супа с мясом, потом приносили голубцы с капустой, иногда рисовый плов, угощений было много, «стол» валился от обилия блюд. Однако в доме невесты все проходило гораздо скромнее, угощений было меньше, но стоит отметить, что и гостей тоже было меньше. Продолжительность свадьбы была 2 дня. В первый день гостей было мало и весь день проходил в приготовлении различных блюд, вечером первого дня, на крыше дома жениха музыканты начинали играть, тем самым объявляли свадебного торжества. Весь вечер и ночь этого дня, во дворе устланным коврами проходили танцы.

Танцы начинались с сольных мужских а позже выходили и женщины для совместного танца. По традиции, во время танца на свадьбе, мужчина обязан был дать женщине деньги, которые по ее усмотрению она могла дать музыкантам или оставить себе. Танцы проходили очень весело, участвовало все село, веселились дети, беря пример со взрослых и практикуясь в танце. На следующий день, но уже утром, музыканты вновь взбирались на крышу дома жениха и играли специальную мелодию, ознаменовавшую начало второго дня свадьбы, самого главного, день когда невеста покидает дом своих родителей и входит в дом жениха. Что интересно, и это характерно для многих аулов Дагестана, жених с невестой в свадебной церемонии практически не учувствуют, жених к примру все время находиться с друзьями дома у специального выбранного друга, который отвечает за безопастность жениха. А невеста у себя дома устраивала девичник, на который приходили подруги и родственницы, обязанностью каждой было принести с собой какое ни будь угощение. В середине второго дня музыканты сворачивали танцы во дворе и, возглавив большую толпу, сопровождавшей коня, повозку или фаэтон для невесты, с музыкой начинали свадебное шествие, которое чуть ли не на каждом перекрестке останавливалось для исполнения зажигательных темпераментных танцев.

Приближаясь к дому невесты, женщины начинали петь, кто то танцевал лезгинку. Со стороны жениха приносили мед, и другие сладости, угощали ими всех. Позже, невесте закрывали лицо платком и выводили, выводили дяди или братья, ее осыпали конфетами или сахаром. Приданное невесты грузилось в повозку, которое готовили заранее. В приданном было много ручной вышивки, которую невеста готовила сама, и по качеству этих изделий судили о невесте. У нее был свой сундук, куда она складывала свои личные вещи, которые забирала из родительского дома. В сундук так же клались различные яства.

Среди необходимых и обязательных приданных были ковер, сундук, медный таз и кувшин для воды. Подружки невесты везли с собой в фаэтоне зажженную керосиновую лампу, она символизировала светлую жизнь, и если она гасла, это был плохой знак. Так же было зеркало, которое несло, какой то сакральный смысл.

У входа в дом жениха, невесту встречала мать жениха. Она провожала ее до дома, в котором у порога лежала тарелка полная меда, которую невеста должна бала разбить. В итоге ее провожали в комнату, в которой уже лежал ее сундук.

С опущенной головой и закрытым лицом она покорно садилась на сундук. Ей давали в руки маленького мальчика, с явным намеком, чтобы она родила такого же мальчонку. В комнату невесты полагалось заходить только женщинам. Мать жениха приносила чурек, намазанный медом и маслом, и раздавала по кускам всем присутствующим, в том числе и невесте. Затем, самая уважаемая женщина подходила к невесте и снимала с ее лица платок. После невесты в дом заходила вся процессия, их кормили и поили, но приходило время уходить. В этот момент некоторые из них должны были, повинуясь традициям, украсть что ни будь не значительное из дома жениха. Всем гостям давали подарки. Когда все гости разошлись и невеста оставалась одна, к ней приходила родственница невесты, и проводила экскурсию по дому. Невеста начинает осваиваться и до прихода жениха готовит подарки для друзей жениха. Жених провожал друзей и вместе с невестой, отдыхали, кушали.

На следующий день жениха забирали в дом друга и там он оставался до вечера. На следующий день жених оставался у другого друга, иногда его могли украсть и требовать выкуп. На третий день в доме жениха собирались близкие родственники и друзья жениха. К ним выходила невеста и только сейчас она представала перед всеми как полноправная жена. Очень часто молодые не знают друг друга до свадьбы. Так сложилось в связи с религиозными традициями и обычаями, которые в некоторых аулах сохранились до наших дней. Остаться на едине или говорить друг с другом, считалось дурным тоном. Так же огромное количество браков заключалось между близкими родственниками, двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Молодые ребята, зная, что к вечеру по улицам аула потянутся вереницы девушек с большими медными кувшинами для воды, удобно устраивались недалеко от берега реки и внимательно разглядывали, возможно, своих будущих невест.