Виды игр забав в группе раннего возраста. Игры-забавы для детей раннего возраста

Развлечение «Мышка-мать и её хитрые мышата»

Воспитатель: Это сказка будет о мышках, мы эту сказку расскажем вместе. Вы – мои мышата, а я буду мама-мышка. А чтобы я была похожа на неё, надену вот эти ушки и вот такой фартук (надевает).

Пальчиковая игра

«Мышка-мать и её хитрые мышата»

Мышка-мать зерно нашла

И на мельницу снесла (педагог бегает по залу, руки перед грудью)

Намолола там муки, намолола там муки (круговые движения кистями рук).

Будем печь мы пирожки (Ладошки вместе)

И с капустой, и с картошкой,

И с морковкой, и с морошкой (загибаем поочерёдно пальцы рук)

Мышка-мать зовёт мышат,

Своих маленьких ребят.

Принесите мне дрова.

Заболела голова (дети держатся руками за голову)

Кто же мне затопит печку?

Ой, болит моё сердечко (берутся руками за сердце)

Тесто будете месить?

Ой-ой-ой, живот болит (держатся руками за живот)

Что ж, придётся мне, мышата

Вас сегодня наказать.

Пирожков душистых, сладких вам сегодня не видать.

Голодать готовы?

Мы уже здоровы (Дети поднимают руки вверх).

Воспитатель: Ну, что же мышата-ребята, я вижу. Что вы здоровы, веселы, бодры и снова готовы играть. Нас ждёт новая игра.

Подвижная игра «Вышли мышки погулять»

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли мышки погулять (ходят по залу, руки перед грудью)

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотелось поплясать.

Раз, два, три, четыре –

Скачут мышки по квартире (хлопают в ладоши, прыгают)

Тик-так, тик-так – это часики стучат (наклоны вправо-влево)

Туки-так, туки-так – так колёсики стучат (вращательные движения кулачками)

Туки-ток, туки-ток – так стучит молоток (стучат кулачками).

Бим-бом, бим-бом – убежали мышки вон (разводят руками в стороны, убегают на свои места).

Воспитатель: Эй, мышата, выходите,

На кота вы поглядите,

Задремал на крыше кот,

Ну а мышки хоровод

Вокруг котика ведут,

Колыбельную поют.

Музыкальная игра «Водят мышки хоровод»

Дети идут по кругу и поют вместе с воспитателем (в центре на лавочке спит кот)

Вот и закончилась наша сказка. Мы поиграли и с ладошками, кулачками, пальчиками.

Нашим ручкам пора отдохнуть, говорят они: «Пока! Пока!»

Дети машут в ответ и уходят.

Игры-забавы для детей раннего возраста

Игра: «Шла коза по мостику»

Цель

Шла коза по мостику Взрослый покачивает коленями

Вверх – вниз.

И виляла хвостиком Взрослый поворачивает ребенка из

Стороны в сторону.

Зацепилась за перила. Вновь покачивает.

Прямо в речку угодила, плюх! Имитирует падение в ямку.

Игра: «На лошадке»

Цель : развитие доверительных, партнерских отношений.

По кочкам, по кочкам, Взрослый резко поднимает и

По маленьким кусточкам, опускает колени.

На молодой лошадке

В горку трюх, трюх, трюх! Взрослый вытягивает вперед

И на старой кляче ноги и скатывает по ним ребенка.

С горки – бух!

Игра: «Карусели»

Цель : обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра! кланяются друг другу!

Игра: «Маленькая птичка»

Цель : развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Игра: «Гуси летят»

Цель : слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят! - Летят!

Мухи летят! - Летят!

Воробьи летят!- Летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают : - Летят!

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит :

Не летят! Не летят!

Игра: «Зайчик»

Цель : развитие пространственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять, Игрушка вверх – вниз,

Вышел зайчик поскакать.

Огляделся, повертелся, Влево, вправо.

Посмотрел наверх и вниз,

Пробежался, забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? Спрячьте игрушку за спину.

Игра: «Попрыгунчик»

Цель : развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. Сидя на корточках, накройте голову руками.

Дверка открывается. Медленно приподнимаются руки над головой.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! Подпрыгивает, вытягивая руки вверх.

Попрыгунчик там!

Игра: «Солнечные зайчики»

Цель

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

Игра: «Цап »

Цель : снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

На горе стояли зайцы, Водить по ладошке

И кричали – прячте пальцы : цап! «цап» сжать ладошку малыша.

Игра: «Кукушка»

Цель : развить воображение, повышение настроения.

Летела кукушка мимо сада, Машут руками

Поклевала всю рассаду, руками клюют, на др. руке

И кричала –ку-ку мак! Клюв из пальчика

Зажимай один кулак 2-3 раза повторить.


Сценарий развлечения для детей раннего возраста от 1 года до 1,5 лет «В гостях у бабушки»

Новикова Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №2 «Солнышко» комбинированного вида, г.Оленегорск, Мурманской обл.
Название: Развлечение «В гостях у бабушки»
Назначение: сценарий предназначен для воспитателей групп раннего возраста
Цель: формировать творческие способности детей раннего возраста
Задачи:
- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей
- Развивать умение слушать, действовать согласованно
- Закрепление знаний о петушке, котике.
- Активизировать речь
- Побуждать детей к активному участию
Предварительная работа:
- Знакомство с персонажами
- Проигрывание сюжетных моментов (игры, аттракционы)
- Прослушивание музыкальных отрывков и действие в соответствии с ними
Оформление помещения:
- Домик
- Стол, покрытый скатертью в народном стиле, на столе самовар
- Стульчики
Персонаж Бабушка:
- Платок, очки, юбка широкая, фартук
Музыкальное сопровождение:
- Народные танцевальные мелодии
Атрибуты:
- Мягкие игрушки – петушок и котик
- Музыкальные инструменты – бубенцы
- Корзинка, разноцветные клубочки
Ход развлечения:
Дети сидят на стульчиках, выставленные по периметру группы.
Звучит музыка - русская народная мелодия (тихо, для создания атмосферы волшебства)
Ведущий: Здравствуйте, дети!
Посмотрите, что это за домик?
В доме свет горит?
На окошке котик серенький сидит?
Бабушка Надежда (соответствующее имя) в домике живет
Наших ребятишек в гости к себе ждет!

Звучит народная мелодия, выходит из домика Бабушка с корзинкой в руках.
Бабушка: Здравствуйте, внучата, милые ребята! Я вас в гости заждалась.
Живет у меня в домике голосистый петушок.
Каждое утро рано встает, голосисто поет.
Как поет петушок?

Ведущий, дети: Ку-ка-ре-ку
Из домика выглядывает петушок.
Бабушка: А вот и петушок! Петя-петушок, красный гребешок, посмотри, как мы с ребятами
будем танцевать.

Исполняют песенку-игру «Петушок» (русская народная попевка)
Бабушка: А еще у меня в домике живет котик.
Котик, котенька, коток, котик – серенький хвосток.
А что любит котик?

Ведущий, дети: Молоко
Бабушка: Давайте мы ему песенку споем и угостим молочком.
Поют песню «Кошечка» (муз.Ветлиной)
Бабушка: А еще котик любит играть, серых мышек догонять.
Давайте с ним поиграем.

Игра «Догонялки»(муз.Тиличеевой Е.)
Котик (в руках бабушки) убегает, детки догоняют, гладят котика.
Бабушка: Как мне весело с вами! Молодцы, малыши! А у меня в корзинке есть развеселые
бубенцы. Потанцуем с ними.

Танец с бубенцами (русская народная «Барыня»)
Бабушка раздает детям бубенцы и дети двигаются в такт мелодии.
Ведущий:Бабушка, а ведь мы совсем уже большие, все умеем сами. Даже мамочкам своим
помогаем сами

Бабушка: Ах, какие молодцы! А мне, ребята, вы поможете? Наведите порядок в моей
корзинке.

Ведущий: Посмотрим, что лежит в твоей корзинке. Ах, беда, разноцветные клубочки
рассыпались. Ребята, поможем бабушке их собрать?

Собрать все клубочки в корзинку (русская народная «Ах, вы сени…)
Бабушка: Спасибо, внучата! Теперь порядок у меня в корзинке.
Ведущий: Вот и кончилось веселье,
Расставаться нам пора.
На прощанье пожелаем,
Мира, счастья и добра!

Бабушка: Я для вас, ребятушки, испекла оладушки!
Деток угощаю, к чаю приглашаю!

Приглашает пить чай, угощает оладушками.

Карточка№1

Игра : «Шла коза по мостику»

Цель

Шла коза по мостику Взрослый покачивает коленями

Вверх – вниз.

И виляла хвостиком Взрослый поворачивает ребенка из

Стороны в сторону.

Зацепилась за перила. Вновь покачивает.

Прямо в речку угодила, плюх! Имитирует падение в ямку.

Карточка№2

Игра : «На лошадке»

Цель : развитие доверительных, партнерских отношений.

По кочкам, по кочкам, Взрослый резко поднимает и

По маленьким кусточкам, опускает колени.

На молодой лошадке

В горку трюх, трюх, трюх! Взрослый вытягивает вперед

И на старой кляче ноги и скатывает по ним ребенка.

С горки – бух!

Карточка№3

Игра : «Карусели»

Цель : обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра! кланяются друг другу!

Карточка№4

Игра : «Маленькая птичка»

Цель : развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Карточка№5

Игра : «Гуси летят»

Цель : слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят! - Летят!

Мухи летят! - Летят!

Воробьи летят!- Летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают : - Летят!

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит :

Не летят! Не летят!

Игра : «У оленя дом большой» ---Карточка №6

Карточка№6

Игра : «Зайчик»

Цель : развитие пространственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять, Игрушка вверх – вниз,

Вышел зайчик поскакать.

Огляделся, повертелся, Влево, вправо.

Посмотрел наверх и вниз,

Пробежался, забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? Спрячьте игрушку за спину.

Карточка№7

Игра : «Попрыгунчик»

Цель : развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. Сидя на корточках, накройте голову руками.

Дверка открывается. Медленно приподнимаются руки над головой.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! Подпрыгивает, вытягивая руки вверх.

Попрыгунчик там!

Карточка№8

Игра : «Солнечные зайчики»

Цель

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

Карточка№9

Игра : «Цап »

Цель : снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

На горе стояли зайцы, Водить по ладошке

И кричали – прячте пальцы : цап! «цап» сжать ладошку малыша.

Карточка№10

Игра : «Кукушка»

Цель : развить воображение, повышение настроения.

Летела кукушка мимо сада, Машут руками

Поклевала всю рассаду, руками клюют, на др. руке

И кричала –ку-ку мак! Клюв из пальчика

Зажимай один кулак 2-3 раза повторить.

Надежда Емельянова

Методическая разработка "Игры-забавы для детей раннего возраста"

Эмоционально-положительные реакции у детей появляются очень рано.

Ученые заметили, что к концу первого года ребенок начинает понимать шутку-интонацию и шутку-действие и выражает стремление шутливо обманывать и пугать взрослых. В начале второго года жизни у детей появляется чувство комического, которое выражается в том, что ребенок начинает замечать искажение человеческого лица и необычное движение (Д. Ф. Николенко, О. И. Никифоров и др.)

Самым сильным эмоциональным раздражителем для малыша является человек – его улыбка, прикосновения, ласковый голос, общение . Ученые установили, что без эмоционального воздействия на детей со стороны взрослых, малыши мало радуются, редко смеются, эмоции их очень бедны, мимика однообразна и маловыразительна. Врачи, педагоги и психологи считают, что для формирования здоровья и полноценного развития ребенка раннего возраста крайне необходимо, чтобы малыш часто радовался, улыбался, смеялся и был активен. Мы считаем, что одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста, является проведение игр-забав, которые призваны вызвать у детей радостное оживление, расширить поводы для возникновения у них эмоционально-положительных состояний, обогащать их эмоциональные переживания. Поэтому нами была составлена методическая разработка по теме «Игры-забавы для детей раннего возраста».

Цель разработки

– содействие гармоничному развитию ребенка и его эмоциональному взаимодействию с воспитателем посредством проведения игр-забав. Методическая разработка включает в себя план проведения игр-забав с детьми раннего возраста, сценарии игр-забав. В плане подробно описаны 36 игр-забав, например, «Заводные игрушки», «Пальчики пляшут», «Артист из платка», «Наш любимый мишка», «Матрешка, где ты?», «Чудесный мешочек».

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой игры-забавы включены в раздел «Музыкальные игры, развлечения и праздники». Одна из основных задач данного раздела: вызывать у детей радость, чувство удовлетворения от игровых действий.

Ни одна игра-забава не может обойтись без соответствующего оборудования. Поэтому в совместной деятельности с детьми очень важно применять игрушки – забавы.

По определению Е. А. Флериной, игрушки-забавы - «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка - «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

ПРС нашей группы пополнена игрушками-забавами. В группе имеются промышленные игрушки-забавы:неваляшки, матрешки; деревянные дергунчики; заводные игрушки; кукла – марионетка; дерево «Серпантин», «животные на бегу», клюющие курочки; кузнецы и т. д.

Сделанны своими руками:дергунчики (котик, заяц, кукла - Забава); театр игрушек - марионеток (заяц, свинка, котик, собачка, корова).

Методика проведения игр-забав


Основная формой общения с детьми раннего возраста - индивидуальное общение. По данным педагогов и психологов Е. И. Бондаренко, Р. С. Садыкова и др., эффективность эмоционального реагирования у маленьких детей гораздо выше в групповом эксперименте. Поэтому при проведении игр-забав у воспитателя появляется возможность привлечь внимание нескольких детей одновременно, способствуя тем самым установлению положительных взаимоотношений между ними.

Игры-забавы с детьми раннего возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.



При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого.


Все действия педагога целесообразно сопровождать словами:

Сначала прямыми указаниями,

Потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.

Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.

Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий.

Особая задача педагога - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:

Создают у детей хорошее, радостное настроение;

Способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;

Развивают речь детей;

Развивают мелкую моторику рук;

Знакомят ребенка с игрушками-забавами;

Обогащают эмоциональные переживания детей;

Способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.

Предлагаемая методическая разработка по играм-забавам может быть использована педагогами, работающими с детьми раннего возраста (с года до двух лет, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования.